Рига не ввела жесткий карантин, но город опустел: больше двух не собираться – по такому принципу сейчас живет Латвия и ее столица. Люди начинают привыкать к тому, что ограничительные меры могут продлиться долго. Похоже, что столица Латвии быстро прошла пять стадий принятия проблемы и теперь пытается "наслаждаться" тем, что есть.
Пустые дороги
Вечером в субботу я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) сел в машину и поехал исследовать город. Мне нравится проводить время за рулем, а сейчас дороги в столице практически пустые. Такого я не помню: можно проехать сотни метров по центральным улицам и не встретить ни одной машины. Рига опустела. Ощущение, что ты герой фильма "Я – легенда", который рассекал дороги на своей машине по абсолютно пустынному Нью-Йорку.
Человеческая психология удивительная вещь – еще несколько недель назад мы не могли представить, как изменится наша жизнь. Мы привыкли к тому, что границы открыты, наше передвижение никто не ограничивает, мы можем встречаться с тем, с кем хотим.
Сегодня это уже воспринимается как что-то далекое – в эпохе "до". Всего пара недель потребовалась нам для того, чтобы осознать: мир изменился. Мы это приняли, теперь живем в эпохе "после".
У заправки в районе улицы Бауска я встретил группу байкеров. Они ели хот-доги. Людей было явно больше, чем двое. Это нарушение режима ЧС. Полиции, впрочем, рядом не было: так бы их, скорее всего, оштрафовали. В этой картине было тоже что-то кинематографичное: помните "классику жанра" – фильм "Безумный Макс"? Латвийские байкеры, впрочем, не были столь харизматичными и агрессивными, а купленные на заправке хот-доги делали их даже какими-то домашними. Но то, что они игнорируют ограничительные меры, придавало имиджу одетых в кожу мотоциклистов определенный "злодейский" элемент.
Насладиться видами
Мне нравится вид, который открывается с Южного моста на Кенгарагс. Обычно им не успеваешь насладиться, поскольку даже вечером там оживленное движение. В этот раз я на мосту был один. Останавливаться на нем нельзя даже в одиночестве, но ничто не мешало сбросить скорость и замедлить ход, чтобы была возможность рассмотреть кенгарагские 12-этажки, возвышающиеся вдоль реки. Даугава здесь особенно красива, как мне кажется. Есть что-то дикое в этой, казалось бы, спокойной реке, протянувшейся на многие сотни километров. А при выезде с моста на трассу, ведущую в город, мне даже удалось сделать фотографию с закатом. В обычной жизни это нереально из-за интенсивного трафика.
Покататься на машине по городу, кстати, додумался не только я: один из зараженных COVID-19 решил нарушить режим самоизоляции и отправился в путешествие по столице. Его вычислила полиция, которая проверяет, как заболевшие люди соблюдают самоизоляцию. В отношении "носителя инфекции" был выписан штраф в размере двух тысяч евро. Это первый подобный случай.
В Улброке же, небольшом населенном пункте у границы Риги, полиция взяла в оцепление целый дом. Несколько жильцов оказались заражены, и десятки семей поместили в принудительный карантин: дом оцеплен полицией, еду доставляют социальные службы. Люди не могу покинуть свои квартиры. "Нас тут держат под домашним арестом", – сказал один из жильцов.
Звуковые волны
По пустому ночному городу проносятся машины скорой помощи: их сигналы слышны издалека. На дорогах тихо, поэтому звуковым волнам ничего не мешает. Медики во всем мире сегодня – это святые люди. На них возложена самая большая ответственность, и они подвергаются самому большому риску. Латвии удается сдерживать распространение COVID-19, нет резких скачков заболевания. В этом смысле мы здорово выигрываем у соседних Литвы и Эстонии.
Экспертам еще предстоит разобраться, в чем причина нашего – пока еще говорю это очень осторожно – относительного успеха. Очень хорошо себя показывает в этой ситуации министр здравоохранения Илзе Винькеле, которая возглавила борьбу с пандемией. Минздрав работает четко и слаженно. В Латвии к понедельнику было выявлено 653 зараженных человека, причем за последние сутки зафиксировали всего два новых случая.
Районы, кварталы
Но если в центре Риги опустение, то в рижских районах, наоборот, достаточно многолюдно. Особенно в хорошую погоду, а на пасхальные выходные с ней, можно сказать, повезло.
Знаменитая золитудская велодорожка, ведущая к Юрмале, была просто перегружена людьми. Велосипедисты, скейтбордисты, родители с колясками и поклонники скандинавской ходьбы активно использовали возможность провести время на воздухе.
Проблема в том, что дорожка достаточно узкая и соблюдать положенную дистанцию в два метра не всегда получалось. Люди слишком сближались в определенные моменты. В целом же, как мне кажется, большинство участников движения достаточно ответственно относилось к правилам и старалось по возможности соблюдать дистанцию.
Впрочем, без крайностей тоже не обходится: в аптеке, например, на меня накричала женщина в респираторе, которая не могла меня обойти, не приблизившись ближе, чем на два метра. По ее мнению, я должен был покинуть аптеку, чтобы не нарушать дистанцию. Спорить в этой ситуации мне не хотелось, поэтому я отошел – хотя, если быть справедливым, именно ей следовало это сделать. Но люди, конечно, нервничают, и подобные срывы неизбежны. Главное, чтобы это не доходило до каких-то диких форм.
Мы только в самом начале пути, ЧС в Латвии продлили до 12 мая, а что будет дальше – никто не знает. Пока мы справляемся, но насколько хватит прочности – в том числе психологической – у латвийского общества – это, конечно, большой вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.