Политкорректор: оттенки независимости 

Политкорректор
© Baltnews

Сергей Середенко

О "борьбе с ложными фактами" в Facebook, о деле Вселатвийского родительского собрания и о деле экс-вице мэра Тарту Семиларски.

Начну с совсем крошечной новости, которая сначала потянула за собой одно, потом другое…Я являюсь модератором группы "Новости Эстонии" в Facebook. Группа эта начиналась как площадка для выдвижения и продвижения "народных законопроектов", на официальном языке именуемых "коллективными обращениями". Первый блин – попытка отменить электронное голосование на выборах – спекся комом, но сама группа оказалась живучей и в последнее время активно разрастается. Работа модератора не очень пыльная: пару раз в месяц разбираю жалобы на те или иные публикации или комментарии. Именно разбираю, выслушивая, как правило, мнение обеих сторон. 

Так вот: на неделе я, как модератор, получил следующее уведомление: "Независимое агентство по проверке фактов поставило оценку "ложь" контенту, опубликованному в группе...". Самостоятельные попытки понять, о чем вообще идет речь, ни к чему не привели, в связи с чем обратился за помощью к коллегам. Выяснилась масса интересного. 

Оказалось, что 8 апреля неполживый Delfi известил общественность о том, что заключил договор с Facebook на предмет предоставления услуг в качестве "независимого агентства по проверке фактов": "Facebook сообщил о начале программы по контролю фактов в Эстонии и Латвии и о расширении программы в Литве вместе с Delfi и центром журналистских расследований Re:Baltica. Как Delfi, так и Re:Baltica сертифицированы международной независимой сетью по контролю фактов". Одна сплошная независимость и непредвзятость…  

"Нам очень приятно, что Facebook решил вовлечь нас в список своих партнеров. Издания Ekspress Meedia вот уже более двух лет последовательно занимаются контролем фактов, и теперь у нас в арсенале еще одно средство для борьбы с дезинформацией", – заявил председатель правления Ekspress Meedia Арго Фиркебау.

Он добавил также, что эта возможность особенно полезна во время нынешней эпидемии коронавируса. "Мы видим, как много появляется ложной информации, и как быстро она распространяется. К счастью, наш опыт показывает, что люди очень заинтересованы и в статьях, разоблачающих ложную информацию". 

Что же удостоилось оценки "ложь" со стороны независимых оценщиков из независимого Delfi, сертифицированного независимой сетью? Ага, статья про коронавирус. Анонимная, видимо, перепост из какой-то соцсети, судя по языку. Однако требованиям журналистики она вполне отвечает: есть факт – цитата из гайдлайна ВОЗ по классификации причин смерти от коронавируса, есть гипотеза, и есть комментарий. Может быть, избыточно эмоциональный, типа "ВОЗ вопила на этом фоне, как резаная: опасность, все плохо, мы все умрем, от пандемии надо закрываться!", но это – оценка. А факт – цитата из гайдлайна. Что, нет такого гайдлайна, или процитировано неверно?

Поискав на сайте ВОЗ, я просто потерялся в обилии новостей и документов, но гайдлайна не нашел, а гиперссылки в статье не было.

Анонимная статья без гиперссылки на первоисточник – да, сомнения есть, но вердикт однозначен – "ложь"! Коллеги-модераторы статью удалили… Однако осадок остался. 

Суть удаленной статьи – ВОЗ сначала замалчивала пандемию, а теперь – раздувает. Почему? 

Алексей Маслов: "Из атаки на Китай по поводу китайского происхождения вируса COVID-19 очевидно, что начинается новый виток очередной "большой игры". Расчет очень простой: надо выдвинуть против Китая такие обвинения, которые могли бы действовать на протяжении долгого времени, возможно, годами, сделав из Китая "токсичную" для общения страну, и не дать Китаю стабилизироваться в своей роли очевидного экономического лидера и "победителя эпидемии". Все обвинения, которые выдвигались против Китая раньше, – нарушение прав человека в Синьцзяне и Тибете, разгон демонстраций в Гонконге – затрагивали лишь небольшую часть особо озабоченной этими вопросами публики в мире.

Сейчас же речь идет о здоровье и жизни миллионов граждан, поэтому теперь уже "озабочены" все. А люди всегда хотят, чтобы кто-то "наконец ответил" за все те беды, которые на них свалились, за болезнь и смерть близких, за крах семейного бюджета. В общем, пускай Китай будет во всем виноват. И еще пусть за все заплатит, поэтому США (а также Израиль) готовы выдвинуть (!) иски на триллионы долларов".

Ага, уже теплее. 

Впрочем, тему коронавируса я обещался не комментировать, поэтому вернемся к теме борьбы с ложными фактами. Оказалось, что и эстонская общественность отнеслась к новости о том, что контролером отныне будет Delfi, совсем неоднозначно, в связи с чем предлагаю свое изложение в переводе отдельных фрагментов разговора Яануса Фогельберга с Варро Вооглайдом. Первый пытался разобраться в теме, второй задавал вопросы. Началось, как это водится у эстонцев, с денег. 

На вопрос о том, повременная у Delfi оплата или сдельная, за каждую сданную Facebook шкурку фейковой новости, Хольгер Роонемаа, один из ведущих проекта, отвечать Фогельбергу отказался. Понятно – коммерческая тайна, но Вооглайд высказал опасение, что в случае сдельной оплаты у "охотников" может возникнуть азарт – сдать как можно больше фейковых новостей заказчику.

Однако выяснились кое-какие детали самого, скажем так, процесса. Со слов Роонемаа получается, что "охотники" не занимаются свободным поиском, а сомнительные новости им предлагает искусственный интеллект Facebook, отбирая их по критерию необычно быстрого, "вирусного" распространения той или иной новости в соцсети.

Обязанности проверять каждую такую новость у Delfi нет, это – право.

Однако Фогельберг подчеркнул, что Delfi уже по собственной инициативе начала еженедельную публикацию сводок о выявленных фейковых новостях. В формате, в котором этим вот уже почти пять лет занимается "Политкорректор". Совпадение? 

Подобная инициатива, по мнению Фогельберга, имеет во многом коммерческий характер. Помечая новость в Facebook, как "ложь", Delfi одновременно дает ссылку на "правдивые" статьи на ту же тему, опубликованные уже на портале Delfi, тем самым повышая собственную посещаемость за счет подобной бесплатной рекламы.

Был отмечен и третий способ, пусть не заработать самим, но ослабить конкурентов. Многократные оценки "ложь", по заверению уже самого Facebook, вынуждают их принимать меры к сдерживанию распространения новостей из того или иного источника, а это – падение рекламных доходов. Вплоть до того, что Facebook может вообще запретить размещение рекламы. Конкурентам Delfi, разумеется.  

Следующая тема, которую обсудили собеседники, – прозрачность этого "фейк-контроля". Вооглайд привел личный опыт, пожаловавшись на то, что Facebook "банил" его на целый месяц совершенно без всяких оснований и, главное, неизвестно, кто это сделал и почему.

В связи с этим тот факт, что в Эстонии имена "контролеров" известны, – уже хорошо. Однако встает вопрос об их полномочиях. Вооглайд привел пример "теневого бана" – когда автор публикует свои заметки в Facebook, но видят их единицы.  

По мнению Фогельберга, речь идет об "удачном" распределении ответственности: "контролеры" только выявляют ложные факты и не предпринимают никаких действий (какие к нам претензии?), а Facebook предпринимает карательные меры, основываясь на "данных независимого контроля" (какие к нам претензии?). 

Тему претензий к Facebook продолжил Вооглайд, указав на то, что "контролеры" никак не являются представительством Facebook в Эстонии и куда и к кому обращаться с жалобами на неоправданные карательные действия соцсети – не понятно. Facebook не предлагает своим пользователям никаких своих контактов, есть только форма жалобы, на которые практически никто не отвечает. В связи с чем, по мнению Вооглайда, данной проблемой должен был бы озаботиться законодатель, распространив на Facebook действие Закона о правах потребителей.  

Знатокам эстонского языка предлагаю послушать эту часовую беседу целиком, однако один вопрос для меня так и остался открытым: как можно было назначать контролером СМИ… СМИ? Конкретнее – неполживый Delfi? И кто будет проверять их?! 

Перехожу ко второй новости, а она – прекрасна. Начало ей было положено в прошлом выпуске, в этом – развитие. 

Юрий Алексеев: "На прошлой неделе латышская гэбня (Служба государственной безопасности Латвии – СГБ) закрыла резонансное дело о Вселатвийском родительском собрании. Закрыла! Позорно, с громким сливом воды и эпическим, ничем не оправданным "пуком" на всю страну...

Кто не в курсе: два года назад в Латвии собрались неравнодушные русские люди (политики, школьные учители, журналисты, родители) на Собрание, всего около тысячи человек. Обсуждали тему: как противостоять закрытию русских школ в Латвии. Отмечу: собрались совершенно официально, получивши соответствующее разрешение...

И СГБ Латвии на них тут же возбудила уголовное дело. Конкретно: на восемь человек, выступивших на том Родительском собрании.

Веселее всего пришлось моему другу, журналисту Володе Линдерману. Вот цитата из его описания: "8 мая 2018 года четверо сотрудников СГБ в масках выскочили из микроавтобуса, с адскими воплями повалили меня на тротуар, забросили в машину... Обыск в квартире, допрос, изолятор временного содержания, суд, тюрьма. Спустя две недели суд поменял меру пресечения на полицейский надзор и запрет выезжать из страны..."

Остальным "подозреваемым" вышло полегче. Их повесткой вызывали в латышское "гестапо" и вручали "подозрение" по целой куче статей. Так доктору наук Александру Гапоненко их навесили аж семь: 77, 78, 80, 80-1, 81, 225, 231 УК Латвии. От "разжигания национальной ненависти" до "деятельности во вред Латвийскому государству" и "призыва к массовым беспорядкам".

Два года шло "следствие", были исписаны многие тысячи страниц, многие десятки томов со "страшными обвинениями" в адрес участников Вселатвийского родительского собрания. Там по иным статьям светило аж до 8 лет тюремного заключения...

И вот результат: эпический "пук в воду". Дело даже не дошло до прокуратуры, не то что до суда. Хотя "злые языки" говорят, что до прокуратуры оно таки дошло, но прокуратура запустила этими десятками томов борзым писцам из СГБ Латвии в морду.

Прокуратура в Латвии – тоже не "мать-тереза", но и у нее есть некоторая соображалка, что не все го**о, что измыслит СГБ Латвии, можно передавать в суд.

И это "Дело Родительского собрания" закрыли. Вообще! До суда! Не шучу – закрыли, даже не передавши в суд.

Два года работало "следствие"! Два года десятки "специалистов" по государственной безопасности Латвии, ерзая на своих стульях, наживали геморроидальные шишки за государственный счет, сотворяя эти "материалы"...

В нормальной стране главный следователь местного "гестапо", сотворивший сей позор для своей спецслужбы (его фамилия – Булс, кто не знает), в подобном случае должен был бы застрелиться. А его начальник – уйти на пенсию без пенсии. И застрелиться потом на даче в кителе со следами сорванных погон...".  

Публикаций на эту тему много, но наиболее полную сводку дала Алла Березовская. Для меня эта история во многом личная, потому что я был на том собрании в качестве гостя, приглашенного Штабом защиты русских школ, и слышал все эти выступления. Движение в защиту русских школ было на подъеме, и перед латышской Охранкой явно ставилась политическая задача обезглавить его, что частично удалось. Вопрос в том, что делать дальше. На сегодняшний момент мы имеем восемь человек, которым со стороны СГБ был причинен ущерб разной степени тяжести. Мое мнение – надо переходить из обороны в наступление и требовать компенсации ущерба. Как это делать и какие на этом пути разложены грабли, я уже писал полгода назад, поэтому повторяться не буду. Однако за эти полгода в Эстонии случился новый прецедент, совсем уж вопиющий.

"По словам защитника Семиларски (Валмо Семиларски – бывший вице-мэр Тарту, как и другой бывший обвиняемый – Артем Суворов – прим. автора), присяжного адвоката Оливера Няэса, его клиент около двух лет необоснованно находился под подозрением во взяточничестве. Теперь он требует от прокуратуры опровергнуть неверные утверждения в свой адрес и возместить ему моральный ущерб.

Причиной для подачи жалобы в суд стали заявления прокурора по особым делам Лыунаской окружной прокуратуры Маргуса Кросса, сделанные им в октябре 2017 года, когда Семиларски вместе с другим на тот момент вице-мэром Тарту Артемом Суворовым был задержан по подозрению в совершении нескольких преступлений. 

"Напомним, что, когда меня задержали, Полиция безопасности и прокуратура немедленно организовали пресс-конференцию и проинформировали всю Эстонскую Республику о том, что руководители Тарту – одного из самых влиятельных органов местных самоуправлений – являются продажными. Эти висевшие в воздухе публичные подозрения сопровождали меня около двух лет. А теперь, когда эти утверждения и подозрения оказались ложными, прокуратура ничего не хочет об этом говорить", – комментировал Семиларски в начале августа 2019 года".

Суды двух первых инстанций рассматривать иск Семиларски отказались, но его кассационную жалобу уже принял в производство Государственный суд.

"Тартуский административный  суд 12 декабря 2019 года вернул жалобу заявителю, поскольку ее разрешение не входит в его компетенцию  административного суда. В постановлении  суда указывалось, что жалоба  содержит требование о возмещении  ущерба, причиненного в ходе уголовного  производства. Регулировать такие вопросы должны прокуратура и  уездный суд", – пояснила корреспонденту ERR пресс-секретарь Тартуских судов Анетт Крейтсманн.

Совершенно бредовое решение как административного, так и окружного суда. Сам, будучи представителем "дозоровца" Сергея Тыдыякова, дошел через административные суды до Госсуда в деле о компенсации причиненного полицией морального ущерба, и никаких проблем с подсудностью не было. Были проблемы с самим решением – суд в качестве "компенсации" "присудил" признание действий префекта противоправными, но сомнений в том, что дело должно рассматриваться именно в административном суде, ни у кого не было. Сейчас же суды явно "запустили дурочку", пользуясь терминологией известной интермедии. Так они ж у нас независимы, как и прокуратура…

Впрочем, в этой новости есть некоторые признаки социальной справедливости: от агрессивной жадности и безответственности государства страдают не только правозащитники, но и вице-мэры. А социальные сети так вообще чинов не разбирают:

"Социальная сеть Twitter из-за нарушений закрыла аккаунт Национального объединения "Все для Латвии"-"Тевземей ун Бривибай"/ДННЛ (ВЛ-ТБ/ДННЛ). Как сообщается в аккаунте, Twitter закрыла его из-за нарушений правил использования. Какие именно нарушения были совершены, не конкретизируется.

Депутат ВЛ-ТБ/ДННЛ Янис Иесалниекс на своем личном аккаунте в Twitter возмутился подобными действиями. На письмо с требованием объяснений Twitter якобы не отвечает. Иесалниекс предполагает, что блокировку аккаунта организовали недоброжелатели". 

Свободу Юрию МелюАльгирдасу ПалецкисуОлегу БуракуКонстантину НикулинуАлексею Грейчусу!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме