Спорный законопроект о новом административно-территориальном Латвии был утвержден в среду, 10 июня решением Сейма в третьем окончательном чтении. За краевую реформу по проекту, разработанному Министерством охраны среды и регионального развития (МОСРР), проголосовали 58 депутатов, против – 12, воздержались 20. Новый закон предусматривает, что с 2021 года вместо 119 самоуправлений в Латвии будет 42.
Новое административно-территориальное деление не отвечает интересам всех самоуправлений, и вопросов к проекту было много, его просили доработать. Тем не менее из-за коронавируса проект сразу прошел в третье чтение, без подробного разбора во втором чтении. В итоге потребовалось всего 500 дней на то, чтобы краевая реформа из идеи превратилась в закон. По словам главы МОСРР Юриса Пуце, все сделано оперативно.
"Думаю, мы проделали большую работу – за 500 дней от начала идеи реформы завершили принятием в третьем чтении в парламенте соответствующего закона. Это была очень интенсивная работа. <...> Все созданные самоуправления будут с достаточными финансовыми, административными ресурсами, чтобы быть в состоянии выполнять все функции, которые закон определяет как их ответственность", – заявил он.
Депутат Сейма от партии "Согласие" Иван Рыбаков в разговоре с Baltnews указал, что проведение административно-территориальной реформы в Латвии необходимо, однако есть много вопросов к тому, чьи интересы преследовали при разделе земель.
"Если говорить о законопроекте, который вчера приняли, административно-территориальная реформа давно назрела, сомнений в этом нет ни у кого, но то, как она осуществлялась, выглядит, по меньшей мере, странно. С одной стороны, мы говорим о том, что принимается во внимание историческое образование земель Латвии, которое озвучено в пожеланиях самоуправлений... Но в то же время игнорируются пожелания других реформируемых самоуправлений. Выглядит это так, что тех, чьи интересы лоббируются депутатами правящей коалиции, поддерживают, остальных не слышат и не хотят вообще слышать и знать", – пояснил он.
Кроме того, сам принцип разделения территорий не выдерживает никакой критики, указал Рыбаков. До сих пор неясно, как будет строиться система управления территориями.
"Если, например, разделяют самоуправления, оставляют одну часть его волости, а другую передают другому самоуправлению, логики вообще никакой не видно. Кроме того, многие самоуправления вообще не понимают, как они будут выполнять специфические функции, определенные для реформы самоуправления, здесь речь о самоуправлениях второго уровня, и я думаю, что ответа на этот вопрос нигде нет, его нет даже в МОСРР".
Депутат указал, что решение принято без учета перспектив. Оценивать последствия реформы можно будет по факту. "То есть мы говорим, принимаем, примем, а потом будем смотреть, как это получится", – пояснил он.
И самый спорный момент во всей этой истории – важный закон, который определяет экономическое развитие Латвии на годы вперед, в спешке принимают в сложное время. Страна только вышла из режима чрезвычайной ситуации, начинается экономический кризис, и на самоуправления ложится и без того колоссальная финансовая нагрузка.
"Ну и последнее, на мой взгляд и нашей фракции, вряд ли сейчас подходящее время. <...> Не только в Латвии, но в Латвии в первую очередь существует столько разных последствий, связанных с COVID-19, что они уже создают и в будущем создадут не только большие проблемы для жителей и предприятий, но в том числе и для самоуправлений, которым сложно будет в полной мере выполнять все функции, определенные не только реформой, но и законами. Поэтому наша фракция и я лично воздержались при голосовании по этому законопроекту".
Реализация такого масштабного проекта, безусловно, требует больших расходов. Однако о том, как тратить средства в условиях посткоронавирусного кризиса, сторонники реформы по проекту МОСРР как-то не подумали.
"Этого никто не считал. Звучало то, что будет экономия. Но для того, чтобы получить какую-то экономию, надо потратить. Мне кажется, что больше придется потратить. Самые простые вопросы, такие как переименование улиц, это же база данных – огромный труд, и бесплатно это никто делать не будет", – заключил Рыбаков.