Сейм попридержит латвийских детей на родине: за и против аналога "Закона Димы Яковлева"

Ребенок

С 1 сентября текущего года в Латвии начнет действовать мораторий на усыновление детей за границу – по крайней мере, пока Сейм не внесет изменения в этот процесс.

С 1 сентября текущего года начнет действовать запрет на усыновление латвийских детей за границу. Такое решение приняла парламентская комиссия по правам человека и общественным делам. Об этом говорится в сообщении для СМИ.

Мера будет работать до тех пор, пока Сейм не разработает механизм, который будет регулировать процесс передачи ребенка в семью за рубеж. Новый законопроект передан на рассмотрение Сейма в первом чтении.

Чем объясняют необходимость запрета

Сторонники ограничения на вывоз детей в семьи иностранцев считают, что процедуре не хватает контроля со стороны властей. Ведение дела находится в руках агентств, которые полностью организуют передачу, готовят документы, проверяют семью, в которую попадет ребенок. Чиновники в этом случае могут только ознакомиться с документами, которые составили ответственные лица.

В этом кроется основная проблема, потому что доподлинно неизвестно, совпадают ли данные на бумаге с реальным положением дел, а о дальнейшей судьбе ребенка в новой семье узнать практически невозможно.

По словам главы комиссии Артуса Кайминьша, особенно много вопросов вызывает, когда ребенка из Латвии усыновляет семья из США. Это особенно важно, потому что больше всего детей усыновляют американцы. Согласно статистике последних двух лет, все усыновленные иностранцами дети отправились в США, в прошлом году – 42 ребенка.

"США не подписали конвенцию Евросоюза. Но если мы отдаем ребенка за границу, то нам нужно знать, как у него идут дела. Такой информации мы не получаем. Есть хорошие истории усыновления, но есть и плохие", – заявил Кайминьш в интервью LTV7.

Еще в 2018 году в интервью журналистам об этом говорил занимавший тогда пост министра благосостояния Латвии Янис Рейрс:

"По всем международным правилам и конвенциям, агентства по усыновлению должны лишь первые два-три года отчитываться перед государством, откуда взяли ребенка. Дальше никто не имеет права требовать у них информацию. Сторонники зарубежных усыновлений рассказывают, как хорошо этому ребенку будет подальше от Латвии, но на самом деле мы не знаем, что с этими детьми происходит после пяти-пятнадцати лет. Есть много позитивных примеров, но их нельзя обобщать – полную картину по ним не понять".

Теперь, пока не будут соблюдены интересы ребенка, в новую семью за границу его не отдадут. Это касается всех детей. Исключение – те, чьи процессы по усыновлению уже начаты.

Кто критикует ограничения

В Министерстве благосостоянии опасаются, что запрет на усыновление из временного явления может перейти в постоянное. Там собрались противники нового закона.

Позиция Минблага возмутила Кайминьша. Он посчитал, что представители министерства лоббируют усыновление через агентства. По его словам, в анкетах часто подделывают данные, и это никак не отслеживается, в частности, так поступают с детьми с ограниченными возможностями.

"Есть нарушения, например, пара из Латвии хочет усыновить ребенка – получает анкету с перечислением его заболеваний, но фотографии ребенка там нет. Констатировано, что есть фальшивые выписки о здоровье. Первая рука у жителей Латвии, но если ребенка здесь не хотят усыновлять, то анкету уже с фотографиями и с другой историей болезней отправляют в агентства усыновления".

В ответ Йоланта Калниня-Левина, советница министра благосостояния по вопросам политики в сфере инвалидности, сказала, что Кайминьш переусердствовал. Комментировать составление анкет она отказалась, но посоветовала депутату самому усыновить ребенка, показав пример для страны.

Кроме того, в пользу усыновления детей за границу Минблаг привел аргумент о том, что иностранцы часто берут в семью сразу двоих детей, в частности, брата и сестру, а также подростков. В Латвии такого не наблюдается.

Против запрета на усыновление высказался и депутат от партии "Согласие" Борис Цилевич, указав, что о соблюдении интересов ребенка в данном случае говорить не приходится. Что касается злоупотреблений после усыновления, разговоров об этом много, а уголовного процесса ни одного не было, подчеркнул он.

"Я вижу тут отношение к детям как к полезному ископаемому: вот они нам нужны – пусть остаются здесь, квасной патриотизм. На мой взгляд, этот мораторий совершенно не соответствует интересам ребенка".

Ранее глава центра социальной опеки Rīga Илзе Дзене заявила, что в стране надо создавать комфортные условия для жизни и развития детей, оставшихся без родителей и брать ответственность за их жизни.

"Надо искать, как мы можем детям помочь здесь в Латвии, чтобы они остались жить в нашей стране", – подчеркнула она.

В России с 2012 года действует подобный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", или "Закон Димы Яковлева", который ввел запрет на усыновление российских детей гражданами США.

Латвийский портал Re:Baltica отмечал, что Россия якобы объяснила такую необходимость потребностью защитить несовершеннолетних "от педофилов и геев, что для сторонников традиционных ценностей часто является одним и тем же". Тогда международное сообщество осудило российскую инициативу.

Ссылки по теме