Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш выступил за немедленное ужесточение ограничений и продление действия режима чрезвычайной ситуации (ЧС) из-за критической ситуации с коронавирусом в Латвии. В своем обращении к нации он заявил, что введенные правительством ограничения не работают как надо и заболеваемость растет. В связи с этим режим ЧС в Латвии должен быть продлен.
"Как премьер-министр я намерен не только инициировать более жесткие меры борьбы, но и сделать систему принятия решений более понятной. Также я собираюсь предложить продлить чрезвычайную ситуацию, чтобы спасти жизни наших жителей. Всем надо понимать, что эта зима не будет простой, потому что мы должны продолжить борьбу с коронавирусом, нам надо будет учитывать ограничения", – заявил он.
"Друзья, ситуация нехорошая! Мы уже восемь недель наблюдаем, как увеличивается заболеваемость Covid-19, и, к сожалению, увеличивается и смертность", – сказал премьер-министр, назвав текущую ситуацию "серьезнейшим кризисом, который Латвия переживала после восстановления независимости".
По его словам, система здравоохранения находится на грани выживания, врачей не хватает. "Мы должны действовать", призвал он.
Люди не соблюдают ограничения
С аналогичным заявлением выступила министр здравоохранения Илзе Винькеле. По ее мнению, режим ЧС следует продлить минимум на две – три недели.
Винькеле указала на отсутствие контроля со стороны властей за соблюдением латвийцами ограничений и недостаток механизмов, обеспечивающих достаточную поддержку тем, кто потерял доходы.
Показательной была ситуация, которая сложилась в "черную пятницу". По словам Винькеле, во время посещения магазинов все эпидемиологические требования были проигнорированы. В частности, не соблюдалось правило о не менее 10 квадратных метров площади на каждого посетителя, а ситуация на торговых площадях была неконтролируемой. В социальных сетях, несмотря на запрет оказывать косметические услуги, мастера продолжают привлекать клиентов.
"Я хотела бы подчеркнуть, что нерегулируемые меры, к сожалению, не достигают своей цели", – отметила Винькеле. Какими будут новые ограничения, пока непонятно. Надо оценить, как граждане соблюдают то, что уже утвердили.
Однако если правительство одобрит ужесточение мер, может быть введено ограничение на встречи в рамках только двух домохозяйств, указала Винькеле. Рождество будет тихим, без массовых гуляний, напомнила она о сказанном несколько недель назад: "Уже было ясно, что ни на улице, ни дома не будет большого празднования".
Правительство должно помочь пострадавшим
Прежде чем принять решение о новых мерах сдерживания, необходимо, чтобы министры продемонстрировали готовность и проинформировали правительство и общественность о механизмах контроля и мерах поддержки, сказала министр.
Нецелесообразно закрывать всю сферу красоты, не предоставляя работникам никакой компенсации взамен, отметила Винькеле. Ограничения на деятельность мастеров бьюти-сферы действуют уже не первую неделю, а люди до сих пор не знают, как им жить дальше без заработка.
"С лета я каждую неделю звоню коллегам в правительстве и указываю, что должен существовать механизм компенсации взамен ограничений. Люди не возьмут деньги из воздуха. Должно быть ясно, как их потеря дохода будет компенсирована", – указала она.
"Минэкономики должно предложить механизмы поддержки", – подчеркнула Винькеле, добавив, что на прошлой неделе этот вопрос обсуждался в правительстве более пяти часов. Ее цитирует Neatkariga.
Ситуация действительно выходит из-под контроля. Число пациентов с коронавирусом, попавших в больницу, в воскресенье, 29 ноября достигло 510. Медики говорят о том, что таких больных уже сейчас так много, что принять всех невозможно – и в более легких случаях пациентов приходится лечить дома.
"Самые серьезные осложнения, от которых пациент может даже скончаться – это пневмония и дыхательная недостаточность. Это также причины, почему пациенты чаще всего попадают в больницу. Сейчас это самая распространенная причина, почти у каждого пациента эта пневмония есть. И, к сожалению, мы всех пациентов с пневмонией принять сейчас уже не можем в больницу. Мы очень стараемся следить за тем, может ли пациент, может быть, продолжать лечиться амбулаторно – или его надо положить в стационар. Это очень трудное решение", – рассказал LTV Мартиньш Пуренковс, интерн больницы Страдиня.