Может ли премьер-министр Латвии подать в отставку, не справившись с Covid-кризисом?

8 мая в День Победы над нацизмом и День памяти жертв Второй мировой войны на Братском кладбище в Риге прошла церемония возложения цветов. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш
© Sputnik

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш оказался не готов к руководству страной во время кризиса, считают латвийские политики и эксперты.

Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, показал, что глава государства должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами, чего нельзя сказать про премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша.

Это стало понятно после экстренного обращения к нации вечером 29 ноября. Глава кабмина появился перед камерами растерянным и нервничающим, рассказал о тяжелой ситуации в стране, не добавив ничего существенного.

"Эта речь показала, что у нас всех есть серьезная проблема – Кришьянис Кариньш – не лидер для этого времени. Можно сказать, что у него не столь блестящие министры, но он – капитан команды, и… Сейчас такое время, что, если у тебя есть лидерские данные, их практически невозможно не проявить. Но получилось так, что Кариньш был назначен в такое время, когда никто не прогнозировал, что понадобится такой лидер", – сказал в интервью Neatkarīgā депутат Дидзис Шмитс.

"Если бы Кариньша хотели заменить на какого-то другого человека из политической среды, зачем другим его поддерживать? В то же время я вижу, что Кариньш и сам был бы только рад, если бы нашелся кто-то, кто его бы сменил или сместил", – добавил он.

Правительство хотела возглавить Новая консервативная партия, однако другие партии на это не согласились. "Новые консерваторы", по мнению Шмитса, хотели бы, чтобы Кариньш ушел самостоятельно, однако никто ничего не может сделать.

"Кришьянис Кариньш совершенно точно хорош в каких-то других сферах, но сейчас он оказался в ситуации, для которой он однозначно точно не подходит и с которой не может справиться. Думаю, он и сам это понимает и готов уйти. Осталось только с честью отступиться и найти решение", – добавил Шмитс.

По мнению депутата Сейма Вячеслава Домбровского, Латвию настиг серьезный системный кризис, с которым не может справиться сложившаяся политическая система:

"Это необходимо понять всем тем, кто был удивлен непонятной воскресной речью премьера, хаотичными действиями правительства, говорящими вразнобой министрами, частыми сменами курса. Это системный кризис. Сегодняшняя политическая модель не создавалась для совместной работы, для достижения серьезных государственных целей. Она создавалась для того, чтобы разделять, властвовать, осваивать деньги евро-фондов и прятаться от ответственности", – комментировал политик ранее.

Нынешнее правительство Латвии, которое сформировано по принципу настраивания одной группы против другой, по определению не сможешь справиться с кризисом, считает Домбровский. Лишь тогда, когда "разъединителей" сменят "объединители", можно будет создать правительство, где главным критерием для каждого министра будет его личная компетентность и умение работать в команде:

"Лишь тогда премьер начнет действительно руководить правительством и нести ответственность за его деятельность. Полную ответственность. И лишь тогда мы начнем действительно преодолевать кризисы, а не выходить из них все более и более ослабленными", – отметил политик.

Латвийский журналист Бен Латковскис сравнил воскресную речь Кариньша с неудавшейся пародией на известного британского политика Уинстона Черчилля.  После того как Уинстон Черчилль 13 мая 1940 года в очень сложной международной ситуации выступил в парламенте с речью, он вошел в историю как самый суровый и наиболее решительный политик всех времен.

"Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота", – сказал тогда Черчилль, предупредив население, что в дальнейшем ситуация вряд ли улучшится.

Нечто подобное пытался повторить в воскресенье вечером премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, однако получилась всего лишь пародия:

"Чем ближе подходил момент, когда беззаботное лицо премьер-министра должно было появиться на общественном телевидении, тем больше нарастало напряжение в обществе. По мере приближения исторического момента весь латвийский народ, как в полночь с 31 декабря на 1 января, только без шампанского в руке, удобно расположился на своих голубых экранах телевизоров, чтобы послушать выступление Отца Балтов. Сказать, что народ разочаровался после этого выступления, значит ничего не сказать", – отмечал Латковскис.

Ссылки по теме