Политический сплин накрывает страну. Латвийцы смотрят на новый год без оптимизма

Окна жилых домов
РИА Новости

Андрей Солопенко

Какие настроения бродили среди латвийцев в 2020 году и чего население ожидает от наступившего 2021 года, порталу Baltnews рассказал директор Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

Завершившийся 2020 год оказался богат на события, произошедшие в общественной жизни Латвии. Каким он был для населения страны, какие факторы оказали наибольшее влияние на изменение настроения латвийцев, а также чего им ожидать от наступившего 2021 года, порталу Baltnews рассказал директор Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

Измерение здравоохранения

– Г-н Кактиньш, каким видели 2020 год жители Латвии?

– Если мы посмотрим в целом на настроения жителей в декабре, то они не выглядят светлыми и оптимистичными. Мы с конца 90-ых годов ежегодно в декабрьские опросы вставляем вопросы, где просим людей оценить, каким был этот год, по сравнению с предыдущим, предлагаем выразить прогноз на будущий год и просим это сделать как по отношению к Латвии, так и к самому респонденту. И нынешний декабрь оказался характерен заметным пессимизмом, уровень которого можно сравнить с 2009–2010 годом, когда Латвию накрыл сильный экономический кризис.

Хотя это все не должно удивлять, ведь начиная с весны как Латвия, так и весь мир живут в тени коронавируса, и эпидемиологический кризис очень быстро трансформировался в экономический.

Арниc Кактиньш.
BaltNews.lv
Арниc Кактиньш.

Поэтому многие волнуются за свое здоровье, ведь год прошел, а в мире ничего особо не поменялось, кроме обещаний, что вакцины произведены и вот-вот начнется вакцинация. Однако если посмотреть на введенные ограничения, то они сохраняются и становятся все жестче. Также с каждым месяцем дает о себе знать и экономический кризис, вольно или невольно влияющий на население. И эти два фактора в совокупности как раз не позволяют значительной части населения чувствовать себя хорошо.

Правда, с другой стороны, смотря на некоторые индикаторы по материальной самооценке населения, в том же декабрьском опросе, нужно отметить, что, несмотря на экономический кризис и рост безработицы, не говоря о падении ВВП, оценка своей финансовой ситуации в целом за год у латвийцев не снизилась. И для меня самого это стало неожиданностью, что все же нельзя говорить, что в этом году жители Латвии в личных финансовых аспектах стали чувствовать себя хуже, чем раньше.

– С чем это связано? Есть ли у вас объяснение этим данным?

– Думаю, многое зависит от того, с какой стороны посмотреть. Конечно, есть индикаторы, которые заметно упали, например, в тех же возможностях найти хорошую работу. Но все же материальная обеспеченность практически осталась на прежнем уровне. По моему мнению, причины этого кроются в том, что, по сравнению со всеми предыдущими кризисами, сейчас правительство очень большие суммы денег как раз направило на помощь населению. Если посмотреть на Латвию, то это первый раз, когда жителям платятся пособия по простою.

Да, можно дискутировать, много это или мало, честно или нечестно, достаточно или нужно делать по-другому, но сам факт того, что государство пытается субсидировать определенные отрасли народного хозяйства или просто выплачивает деньги, показывает решимость правительства поддержать население и как-то смягчить этот кризис. Мне кажется, что это существенный фактор, который пока все же удержал показатели финансового благополучия примерно на том же уровне, который был год назад.

Кроме этого, важно отметить, что прошлый и позапрошлый годы были исторически самыми хорошими в истории Латвии в отношении финансового благополучия. Да, это не значит, что абсолютное большинство населения считало, что все "в шоколаде" и денег столько, что мы не знаем, куда их тратить.

Но в целом, если около четвертой части населения считали, что у них достаточно денег, то и сейчас их где-то столько же. Так и тех, кто едва сводил концы с концами, – они тоже остались на таком же уровне. Да и в вопросе, считаете ли вы себя материально обеспеченными, изменения незначительные – уменьшение лишь на пару процентных пунктов.

То же самое касается и прогнозов по поводу семейного материального обеспечения. В прошлом году население считало, что оно будет лучше. Весной, во время чрезвычайной ситуации, этот показатель резко упал, но к лету он опять стал подниматься. Да, ныне, во время "второй волны" он опять снизился, но какого-то драматичного и долгосрочного падения я не наблюдаю. То есть преобладающих настроений, что все будет только хуже, по отношению к своей жизни, среди населения нет. Конечно, мысли, что ситуация далека до идеала, есть, но пока еще преобладает надежда, что эти трудности не будут долгими.

Мобильная лаборатория для сдачи анализов на коронавирус в Латвийском центре инфектологии в Риге
Sputnik
Ситуация в Латвии в связи с коронавирусом

– Замечено, что падение настроений населения связано с введением в стране чрезвычайной ситуации. В связи с этим как латвийцы оценивают работу правительства, особенно в контексте новой ЧС, которая оказалась куда более жесткой, чем весной?

– Данные показывают, что за последние два месяца оценка действий правительства заметно ухудшилась, но отмечу, что она и так все время была в минусах. Правда, декабрьский минус оказался самым большим в этом году. Хотя в целом это падение не такое и большое, если мы посмотрим на динамику.

Притом первая чрезвычайная ситуация даже улучшила отношение к правительству, хотя и краткосрочно. Что тоже понятно, люди были очень напуганы вирусом и ожидали, что и в Латвии наступит катастрофа подобно той, что была в Италии. Но ничего такого не наступило, в Латвии было очень мало заболевших, и публика связала это с работой правительства.

Однако сейчас мы видим, что все не так.

Количество заболевших растет, плюс непонятные ограничения в работе магазинов, где нет особой логики, какие товары можно продавать, а какие нет. Так что ухудшение поддержки логично.

Но скажу, что латвийское общество всегда негативно оценивало работу правительства, на моей памяти только правительство Эйнарса Репше в начале его правления несколько месяцев пользовалось доверием большинства населения. А так все правительства оценивали плохо. Отрицательный рекорд поставило правительство Иварса Годманиса, но нынешней власти пока еще до него далеко.

– Что думают предприниматели о происходящей ситуации?

– Есть часть предпринимателей, у которых нет претензий к нынешней ситуации и к введенным ограничениям, ведь не секрет, что независимо от того, что происходит, всегда будут те, кто получает от этого выгоду. Так же и среди предпринимателей есть и те, кто выиграли от всего случившегося. Но, естественно, что это все же меньшая часть.

Большинству же это принесло потери, хотя опять же важен еще и международный контекст. Если все это было бы только в Латвии, то здесь бы было абсолютное недовольство властью, правительством, да и вообще всем. Но мы же смотрим, что происходит во Франции, Бельгии, Германии или у тех же наших соседей в Литве. Заметно, что там ограничения куда более сильные, чем у нас.

Также правительство поддерживает деньгами в том числе и предпринимателей. Конечно, не все смогли получить эту поддержку, многие хотели, но не подошли под критерии, поэтому они недовольны. Но в то же время определенная часть эту поддержку получила, чего, я повторю, раньше никогда не было. И эти предприниматели вполне удовлетворены, они считают, что, несмотря на кризис, оснований для паники нет.

Ситуация в Лондоне в связи с выявлением нового штамма коронавируса
© Sputnik / Алекс МакБрайд
Ситуация в Лондоне в связи с выявлением нового штамма коронавируса

– А может, те, кто считают, что все не так и плохо, просто смирились с ситуацией?

– Да, вполне возможно. Это известно, что люди очень адаптивны и им характерно довольно быстро привыкать и адаптироваться к новым обстоятельствам. Конечно, на индивидуальном уровне одни адаптируются лучше, другие хуже. Но все равно что-то уже стало нормой – то же ношение масок или дистанцирование друг от друга. Пару лет назад это считалось чем-то непонятным, а теперь, когда мы видим людей в масках на улице, мы воспринимаем это нормально.

У нас как раз был подобный опрос. Мы спрашивали у респондентов, как часто у них появляется мысль расстрелять всех виновных в их бедах. Я полагаю, что это должно показывать уровень агрессии в обществе. И, по нашим измерениям, таких людей 12%, что примерно совпадает с показателями прошлых лет. То есть уровень агрессии у латвийцев не вырос, а это свидетельствует, что роста неудовлетворенности на личном уровне нет, и люди считают, что еще немного следует потерпеть, продержаться, а потом все наладится.

Политическое измерение

– Помимо коронавируса, этот год отметился и внеочередными выборами в Риге, по результатам которых в столице сменилась правящая коалиция. Как вы оцениваете это?

– Думаю, результат голосования в большей мере определило то, что очень заметная часть русскоязычных избирателей на эти выборы не пошли. Почему так произошло? Это их разочарование в "Согласии" из-за тех скандалов, в которых оказалась как эта партия, так и бывший мэр Риги Нил Ушаков. Тем самым победа других партий по большей части была обеспечена именно этим, а не их способностью привлечь электорат. Если бы активность русскоязычных осталась бы такой, какой она была раньше, то результат выборов оказался бы совершенно другим.

Однако я не скажу, что отношение к Рижской думе особо изменилось среди жителей города. Я и не вижу причин, почему многие русскоязычные могли бы начать любить новую администрацию. Ведь даже если они и не пошли на выборы, то за нынешнюю правящую в городе коалицию они особо не голосовали.

С другой стороны, среди латышскоговорящих избирателей тоже многие не приняли участие в голосовании, это значит, что и они не в восторге от всего происходящего. Да и смотря на тех, кто голосовал за нынешнюю власть, не думаю, что и они всем довольны.

Причин для этого достаточно, начиная с вырубки деревьев на месте велотрека "Марс" в первые дни сразу после выборов и заканчивая нынешними пробками на улице Чака из-за велодорожек на ней. Все же улица Чака не самая подходящая для этого, да и значительная часть рижан ездит на общественном транспорте, а его опоздания и задержки вызывают у них куда заметное недовольство, чем радость от появившейся возможности езды по этой улице на велосипеде.

Поэтому не думаю, что отношение к работе Рижской думы улучшилось, но и не скажу, что оно катастрофически плохое. Все же Дума новая, и ей пока еще дается определенный кредит доверия. И нужно время, чтобы этот кредит испарился.

Мэр Риги Мартиньш Стакис
© Sputnik
Мэр Риги Мартиньш Стакис

– А как население страны относится к политическим партиям? Каковы изменения в поддержке латвийских политических сил?

– Декабрь показал изменения. На мой взгляд, они все же больше связаны с внутренними процессами, чем с коронавирусом. Так, заметно упал рейтинг блока "Для развития/За!", что связано со скандалом, в котором оказался замешан теперь уже бывший министр по делам самоуправлений Юрис Пуце. И я не думаю, что это кратковременный уход избирателей, мне кажется, что это может быть долгосрочным или хотя бы среднесрочным процессом. Также продолжает терять свою сравнительно низкую популярность и "Новое Единство".

На мой взгляд, это связано с негативным отношением к правительству, которое возглавляет их представитель Кришьянис Кариньш, и с действиями министра финансов Яниса Рейрса. Думаю, что затеянная им налоговая реформа во времена, когда многие люди не чувствуют стабильности, является плохой идеей. Поэтому логично, что на этом фоне сильно выросло и нежелание людей вообще принимать участие в выборах или незнание, за кого голосовать, что, конечно, дает шансы новым политическим силам. Мне кажется, что в выигрыше могут оказаться "Прогрессивные".

"Для развития/За!" и "Прогрессивные" подают список на выборы в Рижскую думу. Слева направо: Мартиньш Коссович, Мартиньш Стакис, Виестурс Зепс, Антонина Ненашева
© Sputnik
Слева направо: Мартиньш Коссович, Мартиньш Стакис, Виестурс Зепс, Антонина Ненашева

– А какие тогда результаты могут быть на муниципальных выборах, намеченных на следующий год?

– Традиционно на муниципальных выборах большое значение придается не партийным названиям, а личностям. На местах абсолютное большинство избирателей голосует не за партии, а за конкретных людей. Поэтому многое будет зависеть от лидеров списков, а не от партийной принадлежности, и шансы ведущих политических сил победить будут связаны лишь с их умением найти в муниципалитетах популярных людей и договориться об их старте на выборах.

– Чего латвийское общество ожидает от нового 2021 года?

– В целом латвийцы не смотрят на начавшийся год с оптимизмом, индикаторы довольно пессимистичны. Что не удивляет, впереди очередная волна коронакризиса, да и ограничения продолжаются, поэтому немудрено, что 2021 год пройдет под воздействием коронавируса.

Конечно, ожидается вакцинация, но понятно, что для улучшения ситуации нужно вакцинировать многих людей, а это будет не так быстро.

Да и то, что значительная часть населения не верит в прививки, тоже не внушает оптимизма.

Так что я и сам смотрю на начавшийся год с пессимизмом, потому что не вижу, как можно быстро и эффективно уменьшить влияние этого вируса. Тем самым я считаю, что лишь тогда, когда уменьшится заболеваемость коронавирусом, можно начать говорить о росте оптимистичных настроений в обществе.

Ссылки по теме