На фоне распространения пандемии коронавируса в латвийском обществе наблюдается раскол. Одна часть общества опасается Covid-19 и доверяет властям, другая, напротив, не доверяет, хотя и существование вируса. Многим гражданам действия правительства в условиях пандемии кажутся необоснованными.
Возникает закономерный вопрос, как пандемия коронавируса повлияла на отношение латвийского общества к правительству. Baltnews обсудил этот вопрос с латвийским политологом Михаилом Родиным. Латвийское общество разделилось, но это, скорее, хороший знак, полагает он.
"Разделение точек зрения в рамках разрешенной властью и конституцией политических форм самовыражения, тут можно только приветствовать различия. И чем их больше, тем больше будет наполняться политический рынок идеями и новыми формами активности", – пояснил Родин.
Пандемия коронавируса – сложное социальное явление, и его сложно объяснить. Иногда даже приходится прибегать к некоторой конспирологии. Однако факт остается фактом – пандемия снизила уровень политической активности людей.
"Пока я вижу, что коронаэпидемия или истерия – это весьма эффективная форма отчуждения людей. Немного конспирологическое объяснение, конечно, но поэтому сейчас те формы контроля обладают долговременным эффектом, и, конечно, все это будет снижать политическую активность людей", – пояснил он.
Следствием этого станет еще больший разрыв между правящими и избирателями.
"Я думаю, что будет образовываться вновь и вновь растущая пропасть между существующими институциями власти и, собственно, гражданским обществом", – подчеркнул Родин.
Понимание эффективности всех этих ограничительных мер с точки зрения медицины должно прийти. Однако последствия есть уже сейчас.
"Насколько должен сработать эффект от вакцинации? Я вижу сейчас неудовлетворенность шагами в сфере здравоохранения и жизни населения – вот это, действительно, проблема", – отметил Родин.
"И все эти сумасшедшие деньги, которые заимствуют у Евросоюза, они не только не пошли на дело, они просто уходят в непонятные сферы. Поэтому присутствует неудовлетворенность и негативное отношение к данной проблеме".
Напомним, что общество начало бунтовать еще в начале декабря. Так, в субботу, 12 декабря, прошли сразу две акции протеста: одна – на набережной, напротив Англиканской церкви под руководством президента Клуба защиты среды (VAK) Арвидса Ульме. Вместо заявленных и разрешенных 25 человек число участников митинга "за экологию", по подсчетам полиции, было около четырех сотен.
Участники акций не соблюдали дистанцию и не носили маски. Все попытки столичной думы и сотрудников полиции обеспечить соблюдение протестующими санитарно-эпидемиологических требований провалились.
Столичное самоуправление отреагировало жестко и обратилось к правительству с просьбой запретить мероприятия в условиях ЧС. Позднее запретили проведение еще одного запланированного митинга.