Свою историю спецслужба ведет от Первого Департамента безопасности Латвийской Республики, созданного 29 июля 1919 в Министерстве внутренних дел. С мая 1924 года по июнь 1939 года контрразведкой и внутренней безопасностью занималось Политическое управление МВД, с июня 1939-го по июнь 1940-го – Управление политической полиции.
В 1991 году, после отделения от Советского Союза в Латвии началось формирование системы спецслужб. В 1993 году был создан Департамент по защите государственного экономического суверенитета (Valsts Ekonomiskās suverenitātes aizsardzības departaments, VESAD). В 1994 году был принят закон "Об учреждениях государственной безопасности", и VESAD был реорганизован в Полицию безопасности.
В 2018 году в Латвии провели реорганизацию спецслужб, и Полицию безопасности переименовали в Службу государственной безопасности. Решение вступило в силу 1 января 2019 года. Официально его обосновали тем, что необходимо отделить госбезопасность от полицейских функций, если Латвия желает войти в сообщество западных демократических стран.
Дела о шпионаже
В 2017 году спецслужба выпустила материал, в котором предупреждала латвийцев о шпионах, чья главная цель – должностные лица государства и самоуправлений, которые могут выдать данные ограниченного доступа и прочую компрометирующую информацию.
Реально по подозрению в шпионаже ведомство возбуждало дела отнюдь не против должностных лиц. Исключением стал лишь самый недавний уголовный процесс против депутата Сейма Яниса Адамсонса.
В 2015 году фигурантами дела о шпионаже стали два российских нацбола, Александр Куркин и Андрей Попко. Они пробрались с Георгиевским флагом и англоязычными листовками антивоенного содержания на военную базу НАТО в Адажи во время учений Saber Strike 2015. Позже дело переквалифицировали как хулиганство, Куркин и Попко осуждены на срок, который они провели в латвийской тюрьме во время досудебного следствия. В 2018 году суд полностью их оправдал.
29 мая 2018 года дорожный мастер AS Latvijas dzelzceļš (LDz) Александр Красноперов по решению Земгальского районного суда осужден на полтора года тюрьмы и 60 часов исправительных работ за шпионаж в пользу России. Он переслал фотографии перевозимой по железной дороге американской техники сослуживцу по Афганистану.
В августе 2018 года к трем годам условного заключения был приговорен фермер из Алуксне Юрий Стилве, которого обвиняли в сборе информации о том, есть ли в Латвии американские боевые танки Абрамс. Информация о танках неоднократно публиковалась в СМИ, однако Стилве признал вину и получил условный срок.
Дело Олега Бурака
В октябре 2018 года по подозрению в шпионаже был задержан и помещен под стражу пенсионер Олег Бурак, бывший оружейный эксперт МВД и один из лучших специалистов в Латвии в этой сфере.
Суд приговорил Олега Бурака к 15 годам заключения – также якобы за шпионаж в пользу России и по ряду других статей Уголовного закона ЛР.
У Бурака не было доступа к конфиденциальной информации, но был конфликт с руководством МВД, о коррупционных схемах которого он собирал доказательства.
Кроме того, Бурак утверждает, что при обыске у него пропала крупная сумма денег – 5 тысяч долларов и 8 тысяч евро, которые семья копила на операцию для сына Романа – инвалида I группы. Понятые при обыске не привлекались. На Бурака в течение обыска многократно оказывалось давление, чтобы он признался в шпионаже.
В Службе государственной безопасности Латвии (СГБ) заявили, что бывший сотрудник МВД в течение длительного времени сотрудничал с российскими спецслужбами. До этого Бурак проходил службу в Афганистане, после выхода Латвии из Советского Союза возглавлял отдел учета огнестрельного оружия МВД республики.
Пенсионеру Олегу Бураку дали вдвое больший срок, чем назначают убийцам, при этом прямых доказательств его вины нет. Материалы дела засекречены.
Дело Яниса Адамсонса
В начале июня в Риге был арестован и до сих пор содержится под стражей экс-министр внутренних дел и депутат Сейма Янис Адамсонс. Его обвиняют в шпионаже в пользу России – как утверждают в СГБ, всего насчитывается 43 эпизода. Помимо него, арестованы гражданин России и бывший сотрудник КГБ Геннадий Силонов, а также экс-начальник следственного отдела КГБ ЛССР Андрис Страутманис.
В деле Адамсонса фигурируют материалы, связанные с обустройством восточной границы Латвии, размещением сил НАТО на ее территории, а также с планами развития латвийской армии. Хотя Адамсонсу еще в 2002 году отказали в доступе к гостайне, указанные сведения он получил, так как работал в комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, где обсуждались подобные вопросы.
Политик последовательно и активно критиковал латвийское правительство, указывая на связи властей с мафиозными группировками.
Дела против правозащитников
В ежегодных отчетах ПБ/СГБ большое внимание уделяется борьбе с людьми, которые защищают права русскоязычного населения Латвии и неграждан, что спецслужба пытается квалифицировать как уголовные преступления.
В 2018 году политический активист Владимир Линдерман был грубо задержан людьми в масках на остановке общественного транспорта. Впоследствии выяснилось, что задержание провела Полиция безопасности, а задержание Линдермана связано с его протестной деятельностью против школьной реформы, которая подразумевает полный перевод среднего образования на латышский язык обучения.
Полиция безопасности неоднократно применяла силу к защитникам русскоязычного образования в Латвии. В конце апреля того же года в Латвии был задержан другой правозащитник – Александр Гапоненко, доктор экономики, автор ряда книг, публикаций и научных статей. Против него СГБ возбудила уголовное дело о разжигании этнической розни.
В 2019 году СГБ начала уголовный процесс против члена правления Русского союза Латвии Александра Филея. Процесс начат по статье 74 Уголовного закона ЛР, карающей за оправдание геноцида, преступлений против человечности, преступлений против мира и военных преступлений. Максимальное наказание по статье – пять лет лишения свободы.
У себя в Facebook он разместил пост, в котором поздравил читателей с очередной годовщиной вступления Красной армии на территорию Латвии. Это событие произошло 17 июня 1940 года. Публикацию заметил член партии "Новое Единство" Дмитрий Голубев и написал в СГБ донос.
Дела против русскоязычных журналистов
В декабре 2020 года в Латвии были задержаны русскоязычные журналисты, сотрудничающие с информационными порталами Baltnews и Sputnik. Задержания сопровождались обысками, многочасовыми допросами, изъятием компьютеров, мобильных телефонов и платежных карт.
Семерым внештатным авторам предъявили обвинения в якобы нарушении режима санкций Евросоюза из-за сотрудничества с российскими СМИ. Уголовное дело было возбуждено 16 января 2020 года.