В Министерстве юстиции Российской Федерации приняли решение включить четыре религиозные организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций (НПО), деятельность которых признана нежелательной в РФ.
Речь идет о "Духовном управлении евангельских христиан украинской христианской церкви "Новое Поколение" (Украина), Евангельской христианской церкви "Новое Поколение" (Латвия), Духовном учебном заведении "Международный библейский колледж "Новое Поколение" (Украина) и Международном христианском движении "Новое поколение" (Латвия).
Все они, по заключению Генпрокуратуры России, представляют угрозу основам конституционного строя и безопасности страны. Теперь они должны свернуть свою деятельность в РФ, включая работу собственных структурных подразделений. В противном случае организации и их руководители столкнутся с административной и уголовной ответственностью.
На первый взгляд, все это выглядит как притеснение свободы мысли или даже нападки на чьи-то религиозные чувства. Однако на самом деле подобная практика используется во многих странах мира, поскольку не все такие организации занимаются исключительно духовными и связанными с религией делами.
Более того, многие из них представляют собой жесткую, четко организованную структуру с весьма радикальными взглядами. Подобные организации систематически нарушают законы или находят в них лазейки с целью мошенничества и присвоения чужих средств.
Правильно ли поступило российское правительство, запретив деятельность такой религиозной организации? Может, балтийским странам, где, кстати, они активно действуют уже долгие годы, тоже стоит взять на вооружение подобную практику? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, чем конкретно занимаются упомянутые НПО в странах Банполлтии, и каковы последствия их деятельности для общества и экономики.
Что скрывается за красивой оберткой?
В Европе и России до недавнего времени действовало множество организаций, которые позиционировали себя в качестве разного рода религиозных общин, косвенно связанных с христианством.
Однако в последние годы на территории РФ многие такие НПО стали запрещать на законодательном уровне, справедливо указывая на мошеннический характер отдельных общин, в которых их руководители де-факто присваивают имущество своих последователей.
Практика показала: после остановки работы организаций (к примеру, "Свидетелей Иеговы", запрещенных в РФ) никакого массового упадка морали, протестов и недовольства в обществе России не случилось. В целом, социум прекрасно понимал, что такого рода религиозные движения довольно часто ставят своей целью именно прибыль.
Можно ли сказать то же самое и про организацию "Новое поколение", балтийские филиалы которой теперь не могут работать на территории России? Для начала стоит отметить, что она является крупной международной НПО, насчитывающей более 400 общин в Европе и США. При этом, как отмечает Deutsche Welle, головная церковь "Нового поколения", возглавляемая "апостолом" Алексеем Ледяевым, базируется в Риге.
Она была основана там в 1989 году. Ее официальная цель – "утверждение христианских ценностей в обществе, освобождение общества от греховного образа жизни, алкогольной и наркотической зависимости". Правда, именно на последнем пункте организация и погорела в России.
Подразделения "Нового поколения" неоднократно попадались на том, что незаконно лишали свободы пациентов своих "реабилитационных" центров, куда свозили зависимых от наркотиков и алкоголя. Родственники их платили за такое лечение, лишь бы избавиться от проблемных членов семьи. Более того, правоохранительные органы РФ неоднократно фиксировали случаи, когда таких "пациентов" под предлогом борьбы с зависимостью принуждали к работе (разумеется, весь заработок уходил организации, а не пациентам).
Долгие годы Центры "Нового поколения" в России действовали под общим названием – Ассоциация некоммерческих организаций "Родина без наркотиков" (АНО РБН). Однако после скандала в 2011 году, когда суд признал главу фонда "Новосибирск без наркотиков" Альберта Сажина виновным в незаконном лишении свободы пациентов своего центра, ассоциация была ликвидирована. Теперь в РФ подразделения "Нового поколения" имеют самые разные названия, из-за чего вычислить их и связать с деятельностью головной организацией в Риге довольно трудно.
Видимо в Генпрокуратуре решили, что начать следует с "головы", поэтому сегодня все, кто напрямую связан с организацией "Нового поколения" (в том числе украинские и латвийские подразделения в России), по закону должны прекратить свою деятельность.
Сам основатель организации Алексей Ледяев, кстати, еще в 2002 году был депортирован из России. Учитывая то, чем он занимается, это было вполне ожидаемо. Впрочем, он вряд ли сильно переживает из-за того, что находится сейчас не в РФ, а в Латвии. К слову, он довольно часто летает в США для встреч с руководством американских правозащитных и протестантских организаций и на официальные мероприятия американских властей.
Закрепились в Латвии
Еще в 2003 году в латвийских СМИ писали о том, что в начале 2000-х в предвыборной гонке "церковь" Ледяева официально являлась спонсором "Первой партии" Латвии (распущена в 2011 году), которая вошла в правительство и получила министерские посты. Тогда эта политическая сила на предвыборную гонку потратила около 1 млн долларов. Сколько именно пожертвовало "Новое поколение" – установить не удалось. Однако по некоторым данным, в партии были представители общины, к примеру, Инта Фелдмане.
В балтийских СМИ на протяжении последних 15 лет неоднократно появлялись статьи, связанные с деятельностью "Нового поколения" в Латвии. Большая часть из них была крайне негативной. НПО уличали в занятии проституцией, организации нелегальной трудовой деятельности, построении бизнес-схем, при которых предприниматели, связанные с движением, за определенную плату получали некую протекцию.
При этом коммерческая сторона деятельности "Нового поколения" находится в тени. Еще в 2003 году, корреспондент "Вечерней Риги" попросил Службу госдоходов показать годовой финансовый отчет "Нового поколения", но получил жесткий отказ.
Выходит, организация работает в стране (есть общины в 18 городах Латвии) и за рубежом десятилетиями, в ее рядах числятся сотни людей, но никто не знает, сколько она зарабатывает, какие и кому платит налоги, сколько денег уходит в карман ее руководителей, включая Ледяева.
Тот факт, что деньги у НПО имеются, вряд ли кто-то станет отрицать. Движение находит средства не просто на работу центров для "реабилитации наркозависимых", проведение разного рода мероприятий, лекций и организаций встреч своих членов из разных стран. У них даже находятся средства на создание собственного телеканала.
В апреле этого года в ходе передачи Nekā personīga на латвийском канале TV3 сообщили, что Алексей Ледяев планирует создать новый телеканал Brīvvalsts TV, который объединил бы активных ковид-диссидентов. Очевидно, что для такой инициативы нужны серьезные суммы, причем не разовые пожертвования, а стабильный доход, ведь работникам телеканала придется регулярно платить, а также арендовать помещение, закупать оборудование.
Делаем вид, что все хорошо
В балтийских странах, включая Латвию, все чаще проходят протесты против вакцинации от COVID-19, что явно не добавляет стабильности в стране. На этом фоне создание телеканала, который будет "подогревать" подобные настроения, выглядит практически как открытый призыв к дестабилизации.
Учитывая это и целый комплекс других скандалов, связанных с "Новым поколением", власти Латвии должны как минимум проявлять активный интерес к деятельности этого движения. Однако политики в республике почему-то не спешат разбираться в ситуации или запрещать деятельность организации.
"В первую очередь, этим заниматься должны правоохранительные органы. Раз они этого не делают, значит, есть причины. Вполне вероятно, что если начнут "копать", то вылезут на свет крайне неприятные для политиков скандалы и факты. Это тот случай, когда чиновникам гораздо выгоднее просто не трогать проблему. Более того, в Европе и США свобода такого рода религиозных организаций всегда считалась хорошим тоном. Если Латвия или ее балтийские соседи вдруг начнут преследовать подобные христианские движения, местных политиков могут очень быстро обвинить в притеснении религиозных свобод, а это чревато проблемами в карьере", – заявил Baltnews литовский политолог Вадим Воловой.
Он отметил, что не стоит забывать о размере подобных организаций. Когда у них есть множество филиалов в разных странах мира, а число последователей исчисляется сотнями и тысячами, очевидно, что в ряде государств у таких объединений есть возможность лоббировать свои интересы в местном правительстве. Отсюда и столь вялый интерес балтийских СМИ к "Новому поколению".
"Только если произойдет какой-нибудь вопиющий скандал, при котором либо кто-то погибнет, либо будут украдены баснословные суммы, политики и силовики вынуждены будут реагировать. Пока этого не произойдет, "Новое поколение " в Прибалтике никто трогать не станет", – заключил политолог.
Чем больше кризис, тем больше сект
К сожалению, религиозные организации, у которых главная цель – коммерческая (и не всегда законная) деятельность, находят благодатную почву в любом государстве. Довольно наивно ждать, что через НПО вроде "Нового поколения" пройдет лишь определенное число людей, которые крайне уязвимых для идеологической обработки, а остальные вообще никогда не окажутся жертвами мошенников.
Секты и подобные им объединения всегда находят "клиентов". Даже при малом количестве населения в стране это не проблема. "Новое поколение" работает в Прибалтике десятилетиями, но, как видим, дефицита средств и последователей почему-то не испытывает.
Как объяснила в беседе с Baltnews гендиректор "НИИ Социологии" Мария Филь, попаданию в секты, сомнительные религиозные или даже крайне радикальные организации больше всего подвержены социально уязвимые слои общества. При этом, чем больше в стране проблем с экономикой и чем сильнее падает уровень жизни, тем больше появляется таких людей. Именно в такие времена и активизируются подобные НПО, поскольку там работают хорошие психологи, которые четко видят человека, нуждающегося в психологической опоре:
"Людям, которые попадают в сложную жизненную ситуацию, во-первых, предлагают якобы быстрое решение всех проблем простыми способами, во-вторых, стараются обходиться с ними как с особенными, чего они в кризисной ситуации от своего окружения вообще не могли получить".
"Вспомните Россию в начале 1990-х. В стране как грибы стали появляться секты и народ туда охотно пошел. Многие были дезориентированы, у них сбилась система ценностей, им нужен был какой-то психологический якорь. Именно поэтому религиозные организации хоть в Прибалтике, хоть в любой другой стране мира, даже если очень долго работают, всегда найдут себе "жертву", нужно только найти уязвимые слои населения. А сейчас, когда коронакризис бьет по многим отраслям, условия для "работы" [становятся] все лучше и лучше", – объяснила социолог.
По мнению Марии Филь, общество вполне может противостоять такой проблеме, но только в том случае, если государство обеспечит должный уровень жизни и образования.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.