Проверка на нужный градус русофобии, через которую пропустили всю латвийскую богему, прошла успешно. Теперь ее распространяют уже на латвийских спортсменов. И сразу неприятнейший сюрприз.
Обнаружились спортсмены, которые отказываются Россию ненавидеть и даже хотят с ней работать. Теперь латышская пресса и общественность бьются в истерике и призывают к бойкоту недавних кумиров.
Из певцов в стукачи
Охота на ведьм в латвийском бомонде была развернута с первых дней специальной военной операции РФ на Украине. Открыли ее не власти, не спецслужбы, а сами артисты. Провинциальные массовики-затейники получили шикарный шанс отомстить за многолетнюю зависть к талантливым коллегам, ездившим на гастроли в Россию и имевшим там миллионы поклонников.
Главной застрельщицей в этой охоте стала телеведущая Байба Сипениеце – бодипозитивная матрешка, выдающая свою наглость за раскованность, а вульгарность – за стиль. "Я с 2014 года говорила, что нельзя кокетничать с врагом, что приезжая и выступая на их вечеринках, вы давали им ощущение, что они нормальные. Вот результат", – злорадно заявила она, обращаясь к певцу Интарсу Бусулису и группе Prāta Vētra (Brainstorm).
Струхнувший Бусулис стал переобуваться прямо вместе с носками. "Я больше не тот Интарс, что был вчера", – бил он себя в грудь и каялся, что, выступая в "шикарных шоу на российских федеральных каналах", нес ответственность "за российскую пропаганду". В страхе, что этого мало, он явился в Риге на марш "Вместе с Украиной!", держа плакат с отборной матерной бранью в адрес российского президента. Маргинальный демарш сигнализировал местной богеме: я свой, я свой.
Богема поняла, простила и допустила на местное ТВ, где Бусулис в кулинарной передаче теперь готовит куриные крылышки. Вершина карьеры. Опасаясь быть выпертым из тусовочки, он работает укропропагандистом, приставая в Инстаграмме к подписчикам с сакраментальным "чей Крым?". И даже – стукачом. "Интарс активно сотрудничает с Госполицией, сообщая им о тех, кто занимается активной пропагандой в соцсетях", – сообщает журнал Prīvāta dzīve.
Что касается группы Prāta Vētra, то она послушно осудила Россию в заявлении, где прозвучали все необходимые дежурные фразы про "кровавый режим", "осуждаем агрессию Кремля", "восхищаемся мужеством и самопожертвованием украинцев в защите своей земли". Теперь Ренарс Кауперс поет на украинском и содержит в своем доме музпродюсершу из Киева.
С покаяниями также выступили те, от кого их не требовали. Так, из нафталина выползла певица Мария Наумова, победительница "Евровидения-2002", чтобы сообщить, что "в советское время русский означал оккупанта". Пару десятков лет назад она мило чирикала песенки на разных языках, в том числе на корпоративах для российских олигархов, которые периодически устраивал мэр Вентспилса Айварс Лембергс. И ничего подобного не высказывала.
А тут Марию понесло: "Сегодня в России в заложниках у режима находится так много людей. Они ничего не могут сделать, не могут никуда поехать, потому что у них нет визы. Они не могут покинуть страну. Они там заперты", – вдохновенно врала она в интервью 21 мая. Где-то в Риге в это время громко икали толпы понаехавшей либеральной российской оппозиции, беспрепятственно покинувшей Россию как в индивидуальном порядке (Чулпан Хаматова, Антон Долин), так и целыми коллективами ("Новая газета").
Ваш выход, маэстро
В покое не была оставлена и старая гвардия. 86-летний Раймонд Паулс хотел отмолчаться в связи с событиями на Украине, но как бы не так! Заклятые латышские друзья-коллеги стали науськивать на него прессу с требованием определиться.
Вот как красноречиво описал это журналист Вадим Алексеев: "Раймонду Паулсу предъявляют молчание. Одним из застрельщиков травли стал Зигмарс Лиепиньш, ошибочно называющий себя композитором. Зигмарс всю жизнь воровал у Metallica, Deep Purple, Therion, но патриотично настроенные земляки хавали его рок-оперы и недокантаты. Вот что сказал музыкант: "Сейчас нужно дать понять, на чьей ты стороне, а позиция Паулса разочаровывает. То, что он сыграл с украинским оркестром, ничего не значит! Его заявление было, он дистанцируется от всего происходящего, что есть личные дела, что супруга Лана находится в больнице… Все это заставляет меня сомневаться, что он на стороне украинцев".
Сам-то Лиепиньш проорался на эту тему всласть, объявив народ России "соучастником военных преступлений": "Весь российский народ виновен. Во веки веков! А также некоторые латвийские композиторы". Однако Паулс отрезал, что не считает себя преступником из-за того, что много выступал в России, и опять замолчал.
Зато быстро смекнул, что от него требуется 73-летний латышский актер Иварс Калныньш. Сыграв почти половину своих ролей в СССР и почти половину в России, Калныньш сегодня клянется, что с этим покончено навсегда: "С Россией я закончил все отношения. Сам туда не звоню – не хочу разочаровываться в людях". Россиян он называет "заболевшими пропагандой" и утверждает, что тайно лазит по закрытым российским соцсетям – анализирует общественное мнение.
Но все это бледно выглядит и тускло звучит на фоне двух камертонов – Алвиса Херманиса и его новоиспеченной музы Чулпан Хаматовой. Оба с удовольствием получали немалые деньги от "кровавого режима", а теперь проклинают его с максимальным старанием, отрабатывая бюджеты уже с противоположной стороны.
Тем удивительней, что в этой истеричной атмосфере остаются люди, на которых она не действует. Яркий тому пример – 81-летний самый именитый латышский композитор Имантс Калныньш, автор опер, ораторий, симфоний, хоровых песен и музыки к десяткам фильмов и мультфильмов. Еще семь назад он преспокойно рассекал по Риге в майке с Путиным, громил в интервью западный мир за уничтожение национальных государств и утверждал, что латышам духовно и ценностно гораздо ближе Россия.
Поэтому латышская пресса сегодня к нему за мнением даже не суется, отлично понимая: услышанное ей не понравится. Ведь его брат Виктор в интервью признает, что "у Имантса другие взгляды на политику, и он продолжает восхвалять президента России". Сам Виктор ярый русофоб (и, судя по речам, круглый дурак) и требует "публичной расправы над Путиным прямо на Красной площади" и "ликвидации России – бремени всей планеты". Однако при звонках Имантсу категорически избегает российско-украинской темы, боясь, что тот просто откажется от родни.
Увы, но больше людей с независимым суждением в латышской богеме нет.
Такой спорт нам не нужен
А вот спортсмены оказались куда более крепким орешком, нежели мир музыкантов и артистов.
Так, самый знаменитый боксер Латвии Майрис Бриедис (действующий чемпион мира по двум версиям и бывший чемпион мира еще по четырем, обладатель бриллиантового пояса WBC Diamond), звезда и слава латвийского ринга, проявил характер и не захотел мычать в унисон со всем стадом. Скупо проронив один раз, что он против войны, Бриедис ни словом не упомянул ни Россию, ни Украину.
Когда же общественность приступила к нему буквально с ножом к горлу, требуя прояснить, на чьей он стороне, Бриедис ответил, что всегда находится на стороне Латвии. Родина ему этого не простила и устроила бойкот. Ни один телеканал не стал транслировать недавний матч, который Бриедис провел с австралийцем Джеем Опетая за титул чемпиона IBF в полутяжелом весе. И это притом, что бои Бриедиса всегда входили в число крупнейших коммерческих событий латвийского спорта, привлекая большую телеаудиторию.
Директор спортивных программ TV3 Томс Цирценис так прямо и сказал: раз Бриедис не осудил Россию, мы его показывать не будем.
Очень быстро выяснилось, что Бриедис – не единственный, кто не хочет быть овцой в стаде. Игрок сборной Латвии по хоккею Микс Индрашис подписал контракт на год с московским "Спартаком". Крик, который поднялся в латвийских социальных сетях, наверное, могли слышать даже в Москве. Индрашиса называли "предателем", "рашистом". Один из самых национал-озабоченных депутатов Сейма Янис Иесалниекс заявил, что спортсмен "заслуживает презрения и отчуждения". А генеральный секретарь Федерации хоккея Латвии Робертс Плужейс пригрозил Индрашису пожизненным отлучением от латвийской сборной.
Однако попутно всплыло, что над предложением о контрактах с российскими клубами подумывают и другие латвийские хоккеисты (Янис Якс, например, хочет продолжить играть за ХК "Сочи"). Их можно понять. На протяжении многих лет они тренировались в условиях двойных стандартов: с одной стороны, в Латвии безудержно поносили Россию и ее власти, а, с другой стороны, все знали, что хоккейный клуб "Динамо" давно бы развалился, если бы его не финансировала российская госкомпания "Газпром". Поэтому хоккеисты привыкли считать проклятия в адрес России белым шумом и думать о спорте, а не о политике.
Нет сомнений, что утечка спортсменов из Латвии в Россию продолжится. Не зря спортивный комментатор Янис Цельминьш делает неутешительные прогнозы: "Микс Индрашис, к сожалению, будет не последним из наших там… Будут еще!"
Конечно, будут. Причем чем масштабней станет разворачиваться в Латвии охота на ведьм, тем быстрее ручеек утекающих превратится в реку. Потому что русофобия, может, и занятная игра, но игры в хоккей, баскетбол, футбол – совсем другие виды спорта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.