Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в сферу оптовой и розничной торговли. Режим самоизоляции, закрытие торговых центров и правила социального дистанцирования повлияли на покупательский спрос.
Президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрикс Данусевич рассказал Baltnews, какие предприятия оказались в выигрыше, какие товары пользовались спросом и как менялось поведение людей в условиях пандемии.
"Поведение людей при коронавирусе относительно закупок в магазинах имеет несколько этапов. Первый этап был, когда закупали в три раза сверх нормы продукты первой необходимости или те товары, которые связаны с индивидуальной защитой гигиены. Потом был второй период, когда понемногу начали восстанавливаться покупки. Третий начинается сейчас, когда, по нашему мнению, люди готовы вернуться к отложенным ранее покупкам одежды и обуви, которые уже износили, и теперь хотели бы приобрести новое к ближайшему сезону", – пояснил он.
По словам главы ассоциации, рост продаж начнется после открытия торговых центров. Согласно экспертным оценкам, в первую субботу после ослабления ограничений – 16 мая – ожидается, что около 8% людей "ринутся в торговые центры". В перспективе остальные латвийцы, которые обычно предпочитают совершать покупки в торговых центрах, начнут посещать их постепенно.
Кто потерпел убытки, а кто – наоборот?
Что касается каналов реализации, в первую очередь потерпел убытки рынок розничной торговли, указал Данусевич. В выигрыше оказались предприятия, работающие с сервисом удаленной доставки и заказами на дом. Кроме того, был нанесен урон большим торговым площадям – их место заняли маленькие придомные магазины, поскольку многие люди закупались в ближайших торговых объектах и избегали передвижений на дальние расстояния для закупок.
Во время карантина в плюсе остались продавцы продуктов питания и алкоголя, спортивных товаров, а также техники. На эти товары в условиях пандемии коронавируса был высокий спрос.
"Если мы говорим про группы товаров, на которые спрос вырос во время эпидемии и ограничений на передвижения, это продовольствие, алкоголь и те вещи, которые необходимы при постоянном нахождении дома. На IT-программы и на разные устройства, с помощью которых можно пользоваться социальными сетями и которые обеспечивают возможности удаленной работы. Конечно, инвентарь и принадлежности, которые необходимы для индивидуальных занятий спортом, то, что по возможности необходимо для тренировок дома в одиночестве", – рассказал Данусевич.
Самый большой урон коронавирус нанес тем компаниями, которые реализуют продажи непродовольственных товаров и арендуют помещения под магазины в торговых центрах, которые были закрыты в связи с режимом ЧС, указал Данусевич.
"Мы призывали правительство последовать примеру Швеции и друг странах ЕС, пойти навстречу торговле и компенсировать часть арендной платы для владельцев помещений. Мы знаем, что государственные самоуправления могут давать скидку на арендную плату. Но по частным арендодателям такого не было и не могло быть, но государство могло оказать поддержку. Но, к сожалению, наше правительство не отозвалось [на просьбу], и многие оказались в сложном положении", – пояснил он.
Кризис ударил и по малым предприятиям, которые тоже остались без финансовой поддержки государства и находятся на грани банкротства.
"Мы просили, чтобы государство помогло малым предприятиям, микропредприятиям, которые закрылись и которые по какой-либо причине не могли выплачивать сотрудникам пособия по простою, например из-за налоговых долгов или других схожих требований", – пояснил Данусевич.
"Я считаю, что те владельцы, которые арендуют помещение не у государства, а самоуправления, должны были получить пособия для расчета по коммунальным услугам: за электроэнергию, воду, канализацию. Это было бы хорошо для малых предприятий и помогло бы удержать большие государственные предприятия на плаву, чтобы не увеличились задолженности".