Латвия и Литва рискуют потерять оставшуюся часть грузов. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов не желает, чтобы его регион превратился в "глубокую логистическую провинцию" и намерен исправить это путем переориентации грузов с портов стран балтийских стран на калининградские. Речь идет об аграрных грузах.
"На сегодня объем перевалки аграрных грузов из России, например, в Латвии и Литве составляет иногда под 4 миллиона тонн в год. Мы считаем необходимым забрать частично этот грузопоток", – заявил Алиханов.
Глава региона указал, что Калининград должен иметь конкурентоспособную портовую инфраструктуру, так как соседние государства активно работают над созданием дополнительных мощностей, что создает угрозу российским портам. Кроме того, соседи проводят политику тарифной дискриминации и манипуляции с так называемыми дозволами. Все эти факторы в совокупности оказывают давление, что в результате может привести к исключению региона из международных логистических цепочек, считает Алиханов:
"До конца года мы ожидаем поддержки федерального центра в решении двух важнейших вопросов: это обеспечение особых условий прохождения транзитных контейнерных поездов, следующих через таможенный пост морского порта Калининграда, и второго – это совершенствование порядка таможенных операций для международных контрейлерных перевозок".
Ранее губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко спрогнозировал, что Россия к 2025 году сможет переориентировать все грузы из портов стран Балтии в свои порты, передает Portnews.
Дело в том, что в Усть-Луге завершился первый этап строительства терминала Lugaport. Активная фаза его строительства начнется до декабря 2020 года, полностью проект будет реализован к концу 2024 года. Согласно перспективным оценкам, объем груза в сообщении с морским портом Усть-Луга к 2025 году составит 89,3 млн тонн, к 2030 году – 106,4 млн тонн.
"Я надеюсь, что инвестиционные проекты, которые мы реализуем не только здесь в Усть-Луге, но и в Приморске, позволят нам действительно стать мощнейшей европейской перевалочной базой, и мы способны будем обрабатывать любые грузы", – отметил Дрозденко, добавив, что регион является драйвером роста по строительству портовых мощностей и локализации большинства грузов в России.
Латвийские порты и так переживают свои худшие времена, и любая потеря может стать для них катастрофической. Так, нефтепродукты и каменный уголь стали причиной рекордного снижения грузопотока в латвийских портах. Потери в транзитной отрасли в 2020 году из-за сокращения объемов двух этих видов грузов колоссальные. Объем каменного угля сократился на 78,4% до 2,4 млн тонн, нефтепродуктов – на 12,7% до 6,9 млн тонн.
Пока все надежды возлагают на контейнерные грузы. Директор Департамента транзитной политики Министерства сообщения Андрис Малдупс утверждает, что транзитную отрасль хоронить еще рано, ведь нефть и уголь – не единственное, что переваливают латвийские порты. Однако в перспективность и доходность транзитной отрасли Латвии верится с трудом, учитывая показатели текущего года, антироссийскую риторику и рост напряжения в отношениях с Белоруссией, которая намерена использовать экономический рычаг давления в ответ на санкции стран Балтии, что приведет к окончательному и бесповоротному концу транзита.