После выхода из состава СССР Латвия, Литва и Эстония имели одинаковый уровень развития экономики и одинаковый экономический потенциал. В советский период они были объединены в прибалтийский экономический район, и их развитие происходило по одинаковым направлениям и стандартам. Однако в постсоветский период каждая балтийская республика выработала свой метод экономического развития.
По данным Eurostat за 2019 год, ВВП Латвии на душу населения по паритету покупательской способности составляет 69,2% от среднего уровня по Евросоюзу. В Литве и Эстонии он составил 82,5 и 83,8 соответственно. Беднее Латвии в ЕС только Болгария (53%), Хорватия (65%) и Греция (66%).
Почему результат Эстонии и Литвы оказался значительно лучше, чем у Латвии, в разговоре с Baltnews объяснила экономист Евгения Зайцева.
Эстония
"Эстония выбрала модель, близкую к финской, им очень сильно помогали финны. Эстония выбрала достаточно жесткую модель развития. Но один из главных факторов эстонского развития – это жесткая борьба с коррупцией. Как показатель – уже в 1996 году дорожные полицейские Эстонии не брали взяток", – отметила экономист.
По ее словам, социальная сфера в Эстонии была менее защищенной, но зато государство поддерживало бизнес. В Эстонии, в отличие от Латвии, нет ежегодной чехарды с налоговыми изменениями. Это дает бизнесу возможность развиваться более-менее стабильно и планировать свои действия.
Литва
Другую модель развития выбрала Литва:
"У литовцев не было соседа, который мог их экономически поддержать. Ближайший их сосед – это Польша, которая тоже одновременно с Литвой переживала преобразования. Но там преобразования были немного другого порядка, чем в Литве".
"Они постарались сохранить свою промышленность. И примерно до 2004-го года они не давили малый бизнес. Они закрывали глаза на то, что малый бизнес делал минимум платежей, так называемые патентщики у них были очень развиты. Глава семьи платил за патент, работала вся семья, и вся семья обеспечивала свое экономическое проживание. Не было жестких проверок, ужесточения требований к малому бизнесу со стороны налоговой инспекции Литвы", – объяснила экономист.
Она отметила, что упорядочивание этих экономических отношений в Литве начали примерно после 2004 года после вступления в Евросоюз.
"При этом ставки налогов тоже у них были достаточно стабильны. Все это позволило государству сохранить ряд промышленных предприятий, хотя они потеряли свой источник электроэнергии – Игналинскую атомную станцию, о чем они сейчас жалеют", – сказала Зайцева.
"При этом они сохранили социальную сферу, сохранили государственные санатории, реабилитационные центры и так далее. Дали возможность развития малого бизнеса и очень большой упор на поддержку именно социальной сферы. Как результат – у них достаточно высокая рождаемость", – добавила она.
"В Литве сохранили производство, поддерживали экономические отношения с Польшей, и у них есть польско-литовская стыковка "Экономическая уния". Их объединение завязано очень сильно на легкой промышленности".
По мнению Зайцевой, литовская модель более перспективна. Хотя количество литовцев, которые уехали в Евросоюз за пределы Литвы, достаточно большое, удельный вес эмигрантов по сравнению с Латвией будет меньше, считает эксперт.
"Плюс все мероприятия, которые государство хотело, оно предлагало бизнесу бесплатно. Например, электронная подпись у них существует уже двадцать лет, и первоначально она была сделана в упрощенном варианте без денег. В Латвии электронная подпись первоначально предлагалась за деньги, и по-прежнему система электронной подписи остается одной из самых замороченных в республике", – добавила она.
Латвия
"В Латвии после 1990 года мы пошли на поводу миграционной диаспоры, которая мечтала сюда вернуться, чтобы стать господами – вернуть свою собственность и на этом зарабатывать. Так это произошло", – заметила Зайцева.
"Первое, что мы приняли – нормативные документы по денационализации земли, денационализации домовладений. Мы запустили процесс приватизации. Причем выбрали самый худший вариант этого процесса, то есть остановку деятельности предприятий. Я уже не говорю о национальном вопросе – выдавливание русских, не говорю о проблемах гражданства – лишение большой части населения гражданских прав. Все это в совокупности резко ухудшило экономическую ситуацию", – сказала она.
Экономист добавила, что в Латвии потеряли свои достижения, закрыли свои промышленные предприятия, потому что якобы на них работали мигранты. Как результат, сократилась промышленность, а власти практически разрушили сельское хозяйство, поставив условия денационализации земли.
"У нас еще есть доходы в государстве, еще не все уехали из страны, даже несмотря на COVID-19 бюджет потерял только 10% – это еще чудо. У нас экономика и страна чудес", – заключила Зайцева.