На днях новый глава литовской компании-оператора системы передачи электроэнергии Litgrid Рокас Масюлис заявил, что Литве будет сложно договориться с Латвией и Эстонией о бойкоте Белорусской АЭС (БелАЭС).
Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич считает, что договориться по этому вопросу невозможно. В разговоре с Baltnews он объяснил, почему.
"Энергетический рынок Прибалтики действует в рамках энергобиржи Nord Pool со столицей в Норвегии. Это европейская энергетическая биржа, где происходит торговля электроэнергией, не евросоюзовская, а именно европейская, по географическому признаку. В ее составе действуют объединенные энергетические системы 14 европейских государств. По названию понятно, что там вся Скандинавия, соответственно, там и вся Прибалтика", – отметил Марцинкевич.
С 2015 года поставки электроэнергии на рынок Прибалтики из Белоруссии и из России осуществляются по правилам энергобиржи Nord Pool. Других правил там нет, сказал эксперт.
"Каким образом можно бойкотировать электроэнергию, поступающую из Белоруссии, Litgrid (литовская компания по передаче электроэнергии – прим. Baltnews) уже выбрал. С 3 ноября 2020 года объем поставок в коммерческом сечении Белоруссия – Литва равен нулю. Поскольку у России нет прямой границы с Литвой, если не считать Калининградской области, то и поставки из Единой энергетической системы России напрямую в Литву тоже равны нулю", – указал он.
По его словам, те сделки, которые компания "Интер РАО" (государственный монополист экспортных поставок электроэнергии в России) осуществляет на основании правил энергобиржи Nord Pool, остановить можно только одним способом – добиться того, чтобы Россию и компанию "Интер РАО" исключили из этой биржи, запретив ей торговать.
"Соответственно, договариваться об этом Литве необходимо не с Латвией и не с Эстонией, а с руководством энергетической биржи Nord Pool. То есть письма писать надо в город Осло, а отнюдь не в Таллин и не в Ригу, что логично", – подчеркнул Марцинкевич.
"Интер РАО", действуя на основании правил энергетической биржи Nord Pool, с 4 ноября 2020 года осуществляет поставки в коммерческих сечениях Псковская область – Латвия и Псковская область – Эстония. Запретить это Литва не может, даже если ей этого очень хочется, уверен эксперт.
"Единственный способ не покупать электроэнергию, поступающую, в конечном итоге, из России, то есть, на самом деле, через Латвию Литва тоже не может (у Латвии есть линия электропередач, которая входит в Литву). Для этого надо изменить правила биржи Nord Pool или выйти из ее состава", – отметил он.
По его мнению, в случае, если Литва выйдет из состава энергетической биржи Nord Pool, она не сможет получать энергию по энергокабелю NordBalt, который проложен по дну Балтийского моря между Литвой и Швецией, ибо Швеция работает по правилам энергетической биржи Nord Pool.
"Кроме того, было заявление руководителей Латвии и Эстонии о том, что они не будут покупать электроэнергию, выработанную на Белорусской АЭС, и будут требовать сертификаты происхождения у России в том случае, если будут осуществляться поставки", – заметил эксперт.
Марцинкевич напомнил также, что агентство Sputnik, входящее в состав МИА "Россия сегодня", давало официальный запрос в "Интер РАО" по этому поводу.
Как осуществляются поставки?
"Поставки осуществляются следующим образом. У "Интер РАО" нет собственных электростанций в Псковской области. Она закупает электроэнергию у компании ОГК-2 (дочерняя структура Газпром энергохолдинга), которой принадлежит псковская ГРЭС, которая работает на газе", – пояснил эксперт.
Он пояснил, что в том случае, если поступят соответствующие запросы о выдаче сертификатов происхождения электроэнергии, предоставлять эти сертификаты, как и положено в соответствии с российским законодательством, будет Торгово-промышленная палата РФ.
"В этих сертификатах будет совершенно четко написано, что электроэнергия выработана при помощи сжигания природного газа. Это чистая правда. Запросов таких не было, поскольку все энергетики Прибалтики прекрасно понимают, что будет написано в сертификате. Та электроэнергия, которая от потребителей Псковской области отрывается для того, чтобы уйти в Прибалтику, компенсируется внутрироссийскими поставками", – объяснил Марцинкевич.
"Не исключено, конечно, что при этом используются и возможности, которые дают четыре высоковольтных линии электропередач, связывающих энергетические системы России и Белоруссии. Но это уже внутреннее дело России, которое никакого отношения к экспортным поставкам электроэнергии не имеет. Все все понимают, но сделать никто ничего не может", – добавил он.