Новый курс на войну и бедность. Шесть причин, почему Латвию жаль

Юноша и девушка в национальных латышских костюмах с флагами ЕС и Латвии у Памятника Свободы в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov

Вадим Авва

Вслед за президентом Латвии глава Центробанка Мартиньш Казак четко сформулировал курс на полный разрыв экономических связей с Россией.

Кто такой глава Центробанка Латвии

Фигура президента Банка Латвии, кто бы ни занимал эту должность, куда интереснее президентов и премьеров этой маленькой прибалтийской страны. Глав республики за 30 лет сменилось столько, что трудно вспомнить. Меж тем латвийский Центробанк возглавляли всего три человека.

Эйнар Репше – слепо следующий внешним инструкциям и не отличающийся каким-то большим умом. Последнее доказывает его последующая биография. Первое – убийство завышенным курсом лата всей латвийский советской промышленности с сотнями тысяч рабочих мест, четко реализованная в рамках геополитического заказа.

Второе – последовавшая практически одновременно с его стороны инициация строительства финансового моста и Латвии в качестве гавани для оффшорного бизнеса с целью заместить утерянные в результате убийства промышленности финансовые потоки.

Фигуру же Илмара Римшевича стоит рассматривать в качестве переходного кандидата от постсоветской к тотально колониальной экономике. Некий период междувластия, когда дикий местный латышский капитал мирно грел руки, собирая пенки междусобойчиков и пилил взятки украинских и не только финансовых мошенников. На чем, собственно, бедный небедный Илмар и погорел. Речь об уголовном деле, обвинениях в отмывании денег и коррупции.

Наконец, сегодняшний президент Банка Латвии Мартиньш Казак – карьерный латышский бюрократ, плоть от плоти торжествующей ныне системы этнической бюрократии, крышуемой США. С этой позиции и нужно рассматривать его программное заявление о будущем латвийской экономики, да и страны в целом.

Глава Центробанка Латвии Мартиньш Казак
Глава Центробанка Латвии Мартиньш Казак

Новый курс

Казак – лидер экономического блока любого кабинета, ведь президент Банка Латвии имеет куда больше свободы, чем любой премьер, так как избирается парламентом сроком на шесть лет, в то время как полномочия Сейма и правительства ограничиваются четырьмя годами. Именно он впервые после президента Эгила Левитса четко сформулировал курс на полный разрыв экономических связей с Россией. В частности, он сказал:

"Мы долго позиционировали себя как мост для грузов, людей и денег между Востоком и Западом. Эта модель полностью себя исчерпала из-за геополитических тенденций, регулирующих требований и просто изменений экономических факторов. Экономика государства должна быть интегрирована в западную. […] Если Латвия будет опираться на западные ценности и полностью использует все возможности для экономической интеграции, то уровень жизни может достичь среднего по ЕС и даже превысить его. […]

У ЕС амбициозное видение – в 2050 году сделать Европу климатически нейтральным континентом. Видение о том, что такое "зеленое", шире, чем это принято в Латвии. Европейский "зеленый" курс включает в себя экологию и природу, а еще социальную справедливость и равноправие, а еще – экономику".

Перевод на человеческий язык

Итак, о чем же на деле сказал президент Центробанка?

Во-первых, он подтвердил, что жителей Латвии ждет второй по счету грандиозный геополитический эксперимент в течение жизни одного поколения, равный по масштабу 1990-м. Он будет сопровождаться таким же масштабным падением уровня жизни для 85% населения страны. Особенно в экономическом плане пострадает нелатышская община. Объявленный курс соответствует нарративу насильственной ассимиляции, убивает экономическую базу возможных местных противников режима.

Во-вторых, разрыв экономических связей с Россией ставит под вопрос развитие и авиакомпании airBaltic, в чей капитал в начале кризиса было закачено 250 млн евро, а сейчас требуется еще. Вся концепция airBaltic строится на транзите пассажирского трафика с Востока на Запад. И неактуальна в его отсутствии. Как, собственно, и всех подобных компаний.

Самолет авиакомпании  airBaltic Airbus A220-300 в цветах латвийского флага в аэропорту Рига
© Sputnik
Самолет авиакомпании airBaltic Airbus A220-300 в цветах латвийского флага в аэропорту Рига

В-третьих, вряд ли стоит повторяться относительно деградации инфраструктуры Латвийской железной дороги и портов. Примерно на 25% их обеспечивает внутренний рынок. Остальное, если быть реалистами и не бояться посмотреть правде в глаза, можно отчасти компенсировать одной вещью. Какой? Обслуживанием грузов военного назначения. Этого недостаточно. Но так будет.

В-четвертых, геополитические причины разрыва отношений с Россией, а точнее, полное включение и подчинение Латвии колониальной американской повестке означает взрывной рост милитаризации страны. С чем бы сравнить и как описать будущее? Каждый из нас благодаря решению латышской элиты только что купил квартиру или дом в прифронтовой полосе или на минном поле. Потому что Португалия – одна окраина Европы, напротив которой Атлантический океан, а мы – другая. Атлантический океан не указан в оборонных концепциях стран НАТО врагом. Москва указана.

© Sputnik / Оксана Джадан
Военные учения НАТО Operation Summer Shield на полигоне Адажи в Латвии

В-пятых, существующая система кредитных рейтингов – инструмент для поощрения покорных и создания проблем другим. Поэтому вряд ли кредитный рейтинг Латвии прямо сейчас пересмотрят. Более того, он может не измениться в будущем. Правда, в одном случае рейтинг могут пересмотреть – если инвестиции в латвийскую экономику, а точнее, в перманентные дотации, кто-то нарастит вдвое. Речь о сумме примерно в 12 млрд евро в течение пяти лет. Столько же сколько сейчас приходится на ЕС. А теперь вопрос – кто же даст такие деньги? И кто будет давать их всегда?

Наконец, о "зеленой" демагогии. Суть ее в том, что она всегда и везде дотационна. Это не самодостаточная экономика. Она в отсутствие вливаний не способна генерировать рабочие места. На деле это перераспределение бюджетных средств в связанные с элитой разные бизнесы. Когда налоги идут не на борьбу с бедностью и другие реальные вещи, нацеленные на развитие общества и справедливость, образование, а на вульгарное обогащение под светлыми лозунгами.

Рассказы об "амбициозных планах" сродни намерениям построить коммунизм через пять лет. "Зеленая" экономика технически уязвима. Неспособна обеспечить безопасность людей, их выживание. Именно это показала недавняя стихийная трагедия в Техасе. Все, для чего нужна такая экономика, – служить инструментом ложной конкуренции, искусственно формируя цены на товары и услуги. Это такой всемирный, или всеевропейский латвийский КОЗ – компонент обязательной закупки электричества, или вульгарная экологическая наценка на стоимость киловатта.

Подытоживая интереснейшую речь Мартиньша Казака, можно сказать ему спасибо. Он честно рассказал, как именно население Латвии сделают бедным, потому что богатых колоний не бывает, а если звезды сойдутся, то приведут к войне. История учит всех одному – никаких протестов без вмешательства внешнего фактора не случается. Покорность в Латвии абсолютна. Оттого страну особенно жалко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме