Рост латвийского экспорта свидетельствует о выравнивании экономической ситуации в стране, но этого недостаточно для устойчивого роста экономики страны. Для выхода из кризиса необходимо восстановление внутреннего спроса, но пока его не наблюдается, как и прироста импорта. Об этом пишет газета Diena.
Объем экспорта в наступившем году превысил прошлогодние показатели за аналогичный период и достиг 1,14 млрд евро, что на 7,5% больше, чем в прошлом году. Темпы прироста импорта, напротив, гораздо более низкие.
По словам экономиста банка Luminor Петериса Страутиньша, ситуация в экспортных отраслях экономики Латвии в некоторых случаях даже улучшилась, несмотря на пандемию коронавируса. В частности, речь идет о таких видах производства, как деревообработка, продукты питания и средства связи. На эти товары во время пандемии коронавируса наблюдался рост спроса.
Эксперты отмечают, что полный запуск экономики возможен только после отмены всех действующих в стране ограничений, направленных на сдерживание распространения инфекции. Есть основания полагать, что после снятия блоков экономика вырастет до показателей 2019 года, но говорить об успешном преодолении кризиса пока рано. На перспективы национальной экономики также будет оказывать влияние экономическая ситуация в мире.
В разговоре с изданием Diena президент Латвийской Торгово-промышленной палаты Айгарс Ростовскис подтвердил, что латвийский экспорт в 2020 году достиг пиковых значений. Однако, помимо экспорта, важной частью латвийской экономики являются предприятия малого и среднего бизнеса, которые в условиях коронакризиса оказались в крайне сложном положении. В частности, спрос на внутреннем рынке в Латвии растет очень низкими темпами.
"Данные за 2020 год также свидетельствуют, что прошлый год был рекордно большим объемом экспорта в истории Латвии. Это означает, что даже во время пандемии компании-экспортеры преуспевали более или менее успешно".
"Однако наибольший удар пришелся по среднему и малому бизнесу, который в большей степени ориентирован на местный рынок. К сожалению, ответ здесь, с одной стороны, философский, а с другой, возможно, жестокий, конечно, все будет постепенно адаптироваться и перестраиваться, и ниши бизнеса не останутся пустыми, особенно когда экономика начнет восстанавливаться", – пояснил Ростовскис.
По его словам, уже сейчас понятно, какие компании уйдут с рынка, а какие останутся.
Более того, гораздо больше шансов продолжить работу и восстановиться после кризиса у компаний, за которыми стоят крупные транснациональные корпорации, готовые вложить средства и покрыть убытки, чем у местного латвийского предпринимателя.
"Если в таком кризисе есть две компании в одном районе – местная с очень мелкими карманами и конкурент с глубокими карманами, то вполне вероятно, что первая исчезнет, а вторая останется и, возможно, даже займет большую долю рынка", – сказал Ростовскис.
Напомним, что ранее Банк Латвии повысил прогноз роста ВВП Латвии на 2021 год с 2,8% до 3,3%, а на 2022 год – с 5,3% до 6,5%. Прогноз был скорректирован в лучшую сторону, с учетом влияния на экономику Латвии ряда факторов. В частности, речь идет о денежно-кредитной политике и выгодных условиях финансирования, а также широкой поддержке налогово-бюджетной политики для юридических и физических лиц, направленных на снижение негативного эффекта пандемии коронавируса.
При этом в ближайшем будущем ВВП Латвии продолжит сокращаться. Это обусловлено непредсказуемостью развития ситуации с коронавирусом. На данном этапе ускорение экономики торпедирует действие в Латвии режима чрезвычайной ситуации, жесткие ограничения. Это оказывает влияние и на поведение потребителей – большая часть сохраняет осторожность, так как остаются некоторые страхи лишиться источника доходов.