На днях депутат Европарламента от Латвии Андрис Америкс разъяснил общественности, зачем ЕС создает цифровой евро.
Цель – "защитить обычный евро и создать альтернативу существующим криптовалютам". Эта цитата, где смешано в кучу то, что категорически не смешивается, отлично передает растерянность ЕС перед новым явлением: независимой анонимной платежной системой, чудесно обходящейся без государства и банков.
Анонимы для анонимов
"Сегодня мир находится на пороге огромных перемен, в том числе и в финансовой сфере. Они вызваны появлением криптовалют, или так называемых дигитальных (цифровых) денег, которое качественно изменило ситуацию на финансовом рынке", – сказал Америкс. Что ж, с этим трудно не согласиться. Криптовалюта существует лишь десять лет, однако успела поставить в тупик государства по всему миру.
В чем ее суть? В том, что деньги делают сами пользователи. Это революционный момент в истории денег, где эмиссией валюты всегда занимались власти. Власти выпускали деньги, власти их допечатывали, следили, чтобы валюта в обращении была подлинной, и сурово карали фальшивомонетчиков.
Но совершенной эту систему можно назвать разве что в ту пору, когда деньги обеспечивались затраченным на них материалом. Золотая, серебряная, медная монеты стоили ровно столько, сколько стоило золото, серебро или медь, пошедшая на их изготовку.
Сегодня в мире не обеспечена ни одна валюта: ни национальная, типа британского фунта, ни региональная, вроде евро, ни мировая – доллар. В итоге последние сто лет мир периодически сотрясают финансовые кризисы, сопровождаемые бесконтрольным выпуском денег и обрушением курса валют.
Один из самых сокрушительных финансовых кризисов имел место в 2008 году, когда рухнул американский инвестбанк Lehman Brothers, потянув за собой в пропасть финансовую систему всей планеты.
Именно в тот год у группы анонимных программистов родилась идея криптовалюты, где деньги – это программный код, который вычисляют пользователи на компьютерах по всему миру. Это значит, что люди сами делают себе деньги. Кусочки кода неразрывно связаны, их верность проверяется при каждой сделке с помощью проводимых компьютером математических расчетов.
Это значит, что фальшивомонетчики исключены. Наконец, формула кода конечна, а вычисления все время усложняются – это гарантирует, что бесконтрольная эмиссия невозможна.
Криптовалюта позволила людям совершать сделки прямо между собой, минуя банки, налоговые службы, сохраняя полную анонимность. Неудивительно, что государства по всей планете растерялись.
Кое-где новое явление попытались уничтожить. Криптовалюта запрещена в Эквадоре, Боливии, Киргизии, Бангладеш, Индии, причем под страхом уголовного наказания. Криптовалюта частично запрещена во Вьетнаме, Исландии и Китае.
Вот только если добычу криптовалюты еще можно как-то отследить по большим энергозатратам домохозяйств, то как государство может отследить криптовалютные сделки своих граждан? Никак. С одного анонимного электронного кошелька в Сети идет перечисление на другой анонимный электронный кошелек, о чем знают только сами участники сделки.
Помнится, в прошлом году налоговые службы Латвии заявили решительно, что налог на наследство следует платить также с унаследованной криптовалюты. Сразу возникает резонный вопрос: а как налоговые службы узнают, что она унаследована? Завещателю достаточно сообщить наследнику адрес электронного кошелька, пароль к нему, – и факт получения такого наследства останется для налоговых служб полной тайной.
Единственное, что способно ограничить государство, – это возможность обналичить криптовалюту. Запретить в своей стране криптобиржи и криптоматы. Но совершенно ясно, что всегда найдутся страны, которые захотят на этом заработать, так что народ сумеет виртуально (а при острой необходимости и реально) переместиться в нужную точку и запреты обойти.
Вот почему Евросоюз так долго пребывал в растерянности, позволяя каждой стране определяться самостоятельно. В итоге в Литве, например, нет ни одного криптомата, а в соседней Польше – сразу 110. Где-то законодательство учитывает существование криптовалют, а где-то полностью игнорирует.
Но раз уж в ЕС единое экономическое и финансовое пространство, логично выработать единую политику и в отношении криптовалют.
Как сказал Америкс, "Еврокомиссия поставила задачу: не откладывая дело в долгий ящик, уже в этом году разработать юридические основы для использования криптовалют. Подготовка документов, которые должны будут установить правовые рамки для цифровых денег, уже началась".
Все это прекрасно, только хочется напомнить европейским законодателям: правовые рамки должны быть очень разумными и очень гибкими, исходящими из понимания, на что госрегулятор повлиять может, а на что – нет. Потому что криптовалюта прекрасно себя чувствует и в подполье, без всякого государственного регулирования. Она, на минуточку, именно с этой целью и создавалась.
Так для чего он нужен?
Далее в интервью г-н Америкс делает заявления, которые говорят о полном непонимании явления. И вообще вселяют тревогу.
"Для чего нужен цифровой евро?" – спрашивает его корреспондент. "Он создается как альтернатива существующим криптовалютам и для защиты обычного евро. Это необходимо!" – отвечает Америкс.
Как цифровой евро может быть альтернативой крипте, если сам он криптой не является? Вот эфириум, альткоин или любая другая криптовалюта могут быть альтернативой биткойну. Но как теплое можно называть альтернативой сладкому? Это несопоставимые характеристики.
Криптовалюта должна обязательно отвечать следующим характеристикам: ее выпускают сами пользователи, все сделки проходят без участия банков, все сделки анонимны и держатели этой валюты тоже анонимны. Эти условия обязательны – без них в крипте попросту нет смысла.
А цифровой евро будет выпускать европейский Центробанк. И сделки с цифровым евро будут проходить через него. Каждая транзакция будет Центробанку видна, каждый участник будет для него как на ладони.
Но тогда чем цифровой евро отличается от тех электронных евро, которые сегодня лежат у нас на счету в банках? Они для нас тоже нематериальны, это тоже просто цифры на мониторе.
Привычные нам электронные деньги отличит от новых – цифровых – денег лишь одно. Цифровые деньги будут производиться с помощью технологии блокчейн (на этой технологии делается и криптовалюта). Это позволит всем обладателям новоиспеченного цифрового евро обойтись без привычных национальных и региональных банков. Все будет происходить под контролем одного-единственного Центробанка.
Отсюда вопрос – а что станется в Европе с банками? Да, мы их не сильно любим, а, точней, сильно не любим: за грабительские комиссионные, за вздорные условия, за много чего еще.
Но это гигантская, веками налаженная финансовая система. Она обеспечивает большое количество рабочих мест. С появлением цифрового евро все это станет тем самым "кузнецом на сеновале, который нам не нужен". И что тогда?
"После сокращения депозитных вкладов для банков откроются иные возможности, и они в любом случае сохранят свою роль и при наличии цифрового евро, – довольно беспечно отмахивается от этой проблемы г-н Америкс. – Тут главное, чтобы этот переход произошел не хаотично, без обвала, без кризиса и массовых банкротств. А то так и до обрушения всей финансовой системы недалеко, и этого нельзя допустить".
Но как именно Европа не собирается допустить обрушения, он не сказал. Неудивительно: Европа сама этого не знает.
Для чего Европа создает цифровой евро?
"Цифровой евро будет нацелен на сохранение общественного блага, которое евро предоставляет гражданам: бесплатный доступ к простым, универсальным, безопасным и надежным средствам платежа, – говорится в заявке на регистрацию товарного знака "цифровой евро", которую Европейский центральный банк подал в октябре 2020 года.
Европейский центральный банк предлагает воспользоваться цифровым евро, когда люди больше не захотят платить наличными, или когда из-за стихийных бедствий и пандемии не смогут заработать платежные терминалы (правда, как они смогут заработать без интернета, если вдруг стихия разыграется?).
"Цифровой евро станет дополнением наличных средств, но не заменит их, – уверяют эксперты ЕЦБ. – Вместе они смогут предложить людям больший выбор и больший доступ к средствам оплаты. Цифровой евро также стал бы символом готовности Европы принять изменения и лидировать в поддержке цифровизации европейской экономики".
Старушка-Европа видит, что всюду отстает, что давно ничего не решает, и сильно комплексует по этому поводу. Где-то в мире проходят батальные битвы: Китай и Россия бросают вызов доллару, цифровые транснациональные корпорации пытаются противопоставить себя ФРС, анонимные программисты прогибают под анонимных пользователей платежную систему планеты с помощью криптовалюты.
А Европейский союз со своим чудовищно неповоротливым огромным чиновничьим аппаратом пролетает над этими событиями, как фанера над Парижем. Будучи неспособным реагировать на вызовы времени, он просто слепо и тупо копирует то, что делают реальные мировые игроки, не понимая сути копирования.
Цифровой евро – звучит модно, но совершенно бессмысленно. Зачем создавать новый вид денег, если перед тобой нет новых финансовых задач? Европа молодится и не понимает, что выглядит смешно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.