Латвия значительно отстает от Литвы и Эстонии, а также многих других государств-членов ЕС с точки зрения государственной поддержки во время пандемии Covid-19. К такому неутешительному выводу пришла Ассоциация экономистов в исследовании "Коронаэномика в Латвии: влияние, политические меры и возвращение к росту".
Экономисты отмечают, что без адекватных ресурсов для решения основных проблем – низкого уровня доходов и демографического кризиса – отставание Латвии от Эстонии и Литвы сохранится, а потенциал роста будет серьезно подорван.
Такие меры, как повышение минимальной заработной платы, обложение налогом почти всех доходов и т.д., на практике улучшают картину лишь формально, поскольку речь идет о валовой заработной плате. Фактические же зарплаты, по крайней мере, в частном секторе иногда даже снижаются, а корпоративные фонды не в состоянии справиться с возросшими расходами. Кроме того, количество налогоплательщиков (физических лиц) с каждым годом уменьшается, в том числе в результате изменений в налоговой политике – отмена режима микропредприятий, налоги в полном объеме для работников на неполной ставке, новый налог на авторские гонорары.
В этой ситуации жизненно важно быть способными привлекать инвестиции. Кроме того, важно быть хотя бы наравне с соседними Литвой и Эстонией. "Если мы хотим сохранить надежду на достижение уровня жизни в Западной Европе в течение нашего поколения, то экспортные доходы Латвии должны расти на 30% каждый год, но для этого мы должны значительно снизить издержки компаний-экспортеров – снизить налоговое бремя и затраты на электроэнергию, одновременно повысив способность экспортеров продавать больше", – подчеркивает известный экономист Янис Ошлейс в интервью Dienas Bizness.
Виноваты русские
Известный инвестор Гинтс Рунгайнис видит причины отсталости Латвии от соседей в "советском наследии". По его словам, Латвия в разные времена была в составе России, из-за чего "светлые латышские умы" эмигрировали. Также, по его мнению, виноват транзит из России, который сделал национальную экономику зависимой от ресурсов.
А сейчас, когда российских грузов нет, экономику республики можно перевести на "инновационные рельсы", добавил он.
Бизнес заставляют переплачивать
Но Россия – не единственная причина. Есть также странности в правилах игры, установленных для бизнеса. "Отставание Латвии следует искать в решениях нашего государственного аппарата и политиков", – считает инвестор.
Однако существенно, что ситуация, при всем осознании своих слабых сторон, не улучшается и сейчас.
"В Латвии, например, для строительства завода, склада или магазина требуется гораздо больше согласований и бюрократических процедур, а значит, и больше времени, чем в Литве или Эстонии, и это также обходится значительно дороже", – пояснил Рунгайнис.
Более того, часто инвестору в Латвии, помимо строительства самого завода, на свои же деньги приходится строить общественную инфраструктуру: дороги, электричество, водоснабжение, канализация и так далее. Также хорошо известны примеры скандалов, которые возникают, когда чиновник, государственный или местный орган власти позволил себе пойти навстречу инвестору в вопросе строительства инфраструктуры – появляются сообщения о возможной коррупции, проверках, общественной критике. Конечно, это отпугивает инвесторов, в то же время, отмечает Рунгайнис, в соседних странах тех же инвесторов встречают с распростертыми объятиями и выполняют все их пожелания относительно необходимой инфраструктуры, подготовки рабочей силы и т.д.
В инвесторах видят потенциальных преступников
Есть еще один аспект, на который также указывает Рунгайнис: "О каком процветании и росте мы можем говорить, если мы часто относимся к потенциальным инвесторам в Латвии как к потенциальным преступникам или даже хуже?".
Эта проблема усугубилась в результате так называемого капитального ремонта финансовой системы, проведенного премьер-министром Кришьянисом Кариньшем. Это привело к трагикомичной ситуации, когда политики публично призвали белорусские компании переехать в Латвию, но банки отказали или задержали открытие счетов для тех, кто откликнулся, опасаясь потенциальных неприятностей.
"Я знаю латвийские компании, которые разместили свои структуры за пределами Латвии только для того, чтобы иметь возможность получать платежи или платить своим клиентам, находящимся в странах, для которых органы банковского надзора установили очень высокие требования по борьбе с отмыванием денег", – рассказал Ошлейс.