Запрет на продажу автомобилей на бензине и дизеле, введение новых налогов на выбросы CO2 и другие смелые решения Еврокомиссии могут привести к экономическим проблемам, лишить европейскую экономику конкурентоспособности, но главное – они никак не помогут снизить выбросы CO2 во всем остальном мире.
Евросоюз жадно собирает налоги
Европейский союз – один из немногих международных игроков, подписавших Парижское соглашение по климату 2015 года, в соответствии с которым он берет на себя обязательство сократить выбросы углекислого газа на 40% по сравнению с уровнем 1990 года к 2030 году.
В этом году ЕС поставил перед собой еще более амбициозную цель. Европейская комиссия представила всеобъемлющий пакет мер, направленных на достижение значительного сокращения выбросов CO2 европейскими компаниями.
Цель – достичь целевого показателя в 55% к 2030 году и сделать блок полностью углероднонейтральным к 2050 году.
Эти "зеленые" планы ЕС являются беспрецедентными в мире. Ранее рыночные экономики не подвергались такому жесткому централизованному планированию.
Очевидно, что в условиях пандемии COVID-19 Евросоюз потратил огромное количество средств на поддержание и восстановление своей экономики, из-за чего сейчас он старается найти новые источники дохода. Но делает он это слишком жадно.
Его "зеленая" программа предусматривает три различные системы торговли выбросами CO2. Еврокомиссия планирует распространить существующую схему, которая уже применяется к энергетическому и химическому секторам, на промышленность и судоходство. Другими словами, ЕС планируется ввести углеродный налог и на морские суда.
Евросоюз также создаст новую, отдельную торговую систему для строительного сектора и автомобильного транспорта. Кроме того, сертификаты на выбросы CO2 больше не будут выдаваться бесплатно.
Вместо этого ЕС хочет продавать их, пополняя свой бюджет. Все это нанесет серьезный ущерб промышленности, мелкому и среднему бизнесу, а также вызовет серьезный рост цен на многие товары и услуги. В частности, ожидается серьезный рост цен на жилье и отопление.
Система финансов устарела: ЕС хочет поднять свою экономику в обход правил >>>
Некоторые меры откровенно нарушают принцип конкурентоспособности. Так, в 2020 году ЕС ввел так называемую таксономию для классификации инвестиций по степени их "экологичности" с целью побудить Европейский центральный банк предоставлять "зеленым" компаниям и фирмам более низкие процентные ставки.
В настоящее время Комиссия предлагает полный запрет продажи автомобилей на ископаемом топливе к 2035 году. Европейские чиновники считают, что их смогут полностью заменить экологически чистые электромобили.
Наконец, Еврокомиссия планирует ввести углеродный налог на импорт основных промышленных товаров в ЕС. Этим путем альянс стремится заставить другие страны следовать по его пути, отказываясь от использования ископаемого топлива.
Самоликвидация европейской экономики
Сработают ли эти потрясающе смелые меры – вопрос открытый. Однако совершенно очевидно, что, поставив европейскую промышленность на колени и лишив ее конкурентоспособности, они окажут огромное негативное влияние на уровень жизни в регионе.
Главной силой, стоящей за предложениями Комиссии, является Франс Тиммерманс, который превращает Европу в протекционистскую экономическую систему, централизованно контролируемую из Брюсселя.
Он не только пытается вступить на суверенную территорию национальных государств – налоговую сферу – но и допускает при этом ряд критических ошибок. Например, он упускает из виду тот факт, что нефть, газ и в некоторой степени уголь являются товарами международной торговли.
Топливо, которое Европа якобы больше не будет потреблять, будет продаваться на мировых рынках другим странам, которые будут рады покупать его по более низким ценам. Получается, количество используемого ископаемого топлива в мире в итоге останется прежним.
Для запрета использования нефти и достижения каких-либо положительных эффектов в сфере борьбы с изменением климата ЕС придется хранить неиспользованное топливо в хорошо защищенных резервуарах где-то на своей территории. Но такой подход сам по себе является абсурдным.
Более того, вопреки надеждам Еврокомиссии, запрет на продажу автомобилей на бензине и дизеле, а также переход на электромобили вряд ли внесут какой-либо вклад в сокращение глобальных выбросов CO2.
Кто заплатит за льготы для владельцев электромобилей >>>
В настоящее время ЕС все еще производит значительную долю своей электроэнергии из угля, а Германия – крупнейшая и наиболее индустриализированная экономика ЕС – обязалась вывести из эксплуатации свои атомные электростанции только в 2022 году. Еще неизвестно, действительно ли она выполнит свое обязательство.
ЕС рискует достичь обратного эффекта
Поэтому в ближайшие годы во многих странах ЕС новые электромобили будут в основном работать на дополнительной электроэнергии, поступающей от существующих европейских угольных электростанций, в то время как ветровые и солнечные электростанции будут оставаться вспомогательными источниками энергии.
Учитывая, что переход на электромобили ускорит добычу угля в Европе в краткосрочной перспективе, запрет на производство двигателей внутреннего сгорания может даже привести к увеличению выбросов CO2 в ближайшие годы.
Главная проблема заключается в том, что ЕС не координирует свои действия с другими странами-членами Парижского соглашения. Примерно 70% из почти 200 подписантов не взяли на себя обязательства по количественным ограничениям выбросов CO2.
Убеждение Еврокомиссии в том, что предлагаемая ею система регулирования границ может предотвратить или сдержать утечку углерода, является необоснованным, если не сказать наивным.
Как и продажа сертификатов на выбросы CO2, введение углеродного налога на импорт в конечном итоге обеспечит ЕС еще одним хорошим источником дохода.
Но, учитывая негативные экономические последствия таких решений, вряд ли это понравится национальным правительствам и самим европейцам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.