Жизнь одним днем. Отрасль переработки молока переживает кризис

Молоко

Пандемия, высокие цены на электроэнергию наложили свой опечаток на молочную промышленность Латвии. Переработчики молока просят помощи у государства.

Отрасль переработки молока просит помощи у государства, чтобы выйти из кризиса. Последствия пандемии и высокие цены на электроэнергию оставили представителей области в неутешительном положении. Глава Центрального союза молочной промышленности Янис Шолкс обозначил основные проблемы.

"Мы живем сейчас одним днем и смотрим, как долго будут выживать наши производители молочных продуктов. Хотя в Латвии около 50 переработчиков молока, более половины из них не активны или их производства очень малы. И в целом все они действительно страдают – и из-за затянувшихся ковидных обстоятельств, и из-за дорогого электричества, газа, и из-за того, что цены на продукцию давно не покрывают возросшие расходы", – сказал он.

Шолкс сравнил тех, кто работает на местный рынок, и тех, кто "вкладывается" в экспорт. У последних дела обстоят лучше, чем у первых. Это связано с тем, что от проданных за границей молочных продуктов прибыль больше, так как цены соответствуют "нынешней ситуации, чего не скажешь о ценах на местном рынке".

По его мнению, поднять цены для местного рынка, чтобы достичь разницы между затратами и доходами, которая будет равна нулю, невозможно, так как латвийский потребитель не слишком богат. "И даже если бы цены выросли на 10–15%, что в течение полугода возможно, они все равно не спасут предприятия", – добавил он.

Шолкс подчеркнул, что представители организации уже обращались к правительству за помощью с целью поддержки отрасли. "Мы понимаем, что трудный период рано или поздно кончится, но нам надо его пережить", – признал он.

Решение проблемы

Правительство поручило Министерству земледелия рассмотреть данный вопрос. Пока ответа нет.

По мнению главы Центрального союза молочной промышленности, помощь может быть выражена в виде субсидий в размере около 50–55 евро за каждую переработанную тонну молока в декабре, январе и феврале. Так, в общей сумме это может обойтись казне в 9–10 млн евро, но так, считает он, можно сохранить отрасль и ее конкурентоспособность.

"А если сейчас ничего не сделать, вряд ли это будет возможно. Потому что еще вопрос, сколько предприятий останется, если мы смотрим на ближайшую перспективу", – добавил Шолкс.

В декабре 2021 года Шолкс уже предупреждал, что молочная отрасль Латвии находится в глубоком кризисе. Он также говорил, что, несмотря на обращения к правительству, государственные учреждения до сих пор не осознали глубину кризиса и не предприняли каких-либо действий для спасения отрасли.

Сейчас молочная отрасль находится на грани банкротства. Помимо этого, на ней сказался резкий рост закупочных цен на энергоносители, о чем ранее заявил председатель правления латвийского молокоперерабатывающего предприятия Elpa Гундар Сисенис.

"Молочная отрасль в Латвии вынуждена работать ниже себестоимости, что может вскоре привести к банкротству. Столь драматичной ситуации в молочной промышленности еще не было. Длительно работать в убыток не может ни одно предприятие", – отмечал он.

Сегодня в балтийской республике зарегистрировано 54 молочных предприятия, из них работают 23. Больше всего трудностей испытывают производители, которые выпускают продукты для ежедневного потребления: молоко, масло, сметану, творог и сыр.

Добавим, что молочная промышленность Латвии с 2015 по 2020 год потеряла 8142 фермы, что составляет почти 42% от общего числа хозяйств. Об этом сообщал Институт агроресурсов и экономики.

По мнению исследователей, одной из основных причин спада в молочном секторе является разница между средней закупочной ценой на молоко в республике и Европейском союзе. Так, в стране она на пять центов ниже, чем в государствах ЕС. 

Ссылки по теме