К чему привело шведское "отрицание коронавируса"

Стокгольм
РИА Новости

Тема: Коронавирус наступает

"Шведская система" борьбы с коронавирусом в режиме без ограничений не сработала. Показатель смертности из-за коронавируса в Швеции – один из самых высоких.

Швеция – страна, которая не спасовала перед угрозой коронавируса. В отличие от других стран, где правительства при первой же возможности начали вводить ограничительные меры, закрывать страну на карантин и отправлять население в самоизоляцию для сдерживания пандемии, шведы пошли другим путем и не стали никого ограничивать.

По словам премьер-министра Стефана Лёвена, "шведская модель" строится на сознательности граждан. Поэтому в стране работают кафе и рестораны, люди продолжают ходить на работу, школьники и студенты посещают учебные заведения, а правительство только раздает медицинские рекомендации, которые можно и не выполнять. За это не наказывают.

Безусловно, население Швеции такую стратегию властей по сдерживанию пандемии поддерживает. В некоторых странах "шведскую модель" хвалят. Тем не менее такой способ для борьбы с пандемией работает плохо – показатель смертность от COVID-19 в Швеции один из самых высоких, даже выше, чем в США. Об этом пишет американское издание Project Syndicate.

Кто курирует ситуацию с коронавирусом в Швеции?

Правительство Швеции, возложив всю ответственность на плечи граждан по принципу "сам себе полицейский", сознательно не разработало план действий по сдерживанию пандемии. Свое решение чиновники обосновали "высокой степенью доверия" государства к своим гражданам.

В данной ситуации весь контроль на себя взял государственный эпидемиолог Андерс Тегнелл из Национального института здравоохранения, который начал бороться с вирусом, исходя из собственного опыта и своем представлении о новом вирусе.

Сначала он считал, что вирус не покинет пределы Китая. Потом он посчитал, что для сдерживания распространения достаточно отслеживать отдельные случаи у прибывших из-за рубежа.

Всех, кто отдыхал на горнолыжных курортах в Европе, в том числе Италии, сразу после прилета призывали отправляться на работу, даже при наличии симптомов заболевания или инфицированных членов семьи. Тегнелл утверждал, что признаков местного возникновения вируса нет, следовательно, нет повода усиливать и расширять меры сдерживания. По мнению эпидемиолога, такая стратегия вполне приемлема для шведского общества.

Правительство же в ситуации с коронавирусом заняло место наблюдателя, что предоставило Тегнеллу полную свободу действий в "тумане войны", пишет Project Syndicate. Эта пассивность удобна еще и тем, что дала правительству возможность снять с себя ответственность за происходящее, если что-то пойдет не по плану.

Действия эпидемиолога не встретили одобрения в Швеции со стороны независимых экспертов. Он подвергся критике со стороны самых видных шведских специалистов по инфекционным болезням и эпидемиологии. В совместной статье, опубликованной в Dagens Nyheter, Тегнелла призвали уйти в отставку, а правительство – сменить выбранный курс.

В середине марта стратегия Тегнелла привела к тому, что заболевание распространилось по всей стране. В этих критических условиях правительство наконец начало активно действовать и последовало примеру других стран, начиная постепенно ограничивать "свободу действий". Например, с 29 марта в стране действует запрет на собрание людей численностью более 50 человек. За нарушение этого запрет штрафуют. С 1 апреля действует запрет на посещение домов престарелых, потому что оказалось, что в половине этих учреждений есть заболевшие коронавирусом.

Почему "шведская система" не сработала?

Добропорядочных шведских граждан, соблюдающих все меры безопасности, много, но сознательных нарушителей тоже достаточно. В условиях пандемии коронавируса каждый нарушитель может нанести непоправимый ущерб здоровью окружающих его людей, которые соблюдают правила. И это необходимо было учитывать.

Правительство Швеции не смогло полностью оценить риск, который несет коронавирус. Не учитывался тот факт, что заражение может происходить без симптомов.

Самое большое число жертв коронавируса в Швеции – среди мигрантов. При разработке стратегии по борьбе с коронавирусом необходимо было принять во внимание тот факт, что 25% шведского населения или около 2,6 миллионов человек имеют не шведское происхождение. Недостаток информации по коронавирусу на каких-либо языках кроме шведского и высокая плотность проживания в иммигрантских районах спровоцировали самый высокий рост показателя заболеваемости именно среди этой части населения.

"Сегодня, когда Covid-19 неистово свирепствует в домах престарелых и других группах общества, шведскому правительству следует дать задний ход. А другие страны, которых может соблазнять "шведская модель", должны понять, что ее главной особенностью является более высокий уровень смертности", – заключает Project Syndicate.

Ссылки по теме