Самому крупному кораблекрушению на Даугаве – 70 лет. Что известно о "Маяковском"

Пароход "Маяковский"
© Sputnik / А. Агапов

70 лет назад в Даугаве затонул пароход "Маяковский". Какие ошибки допустила команда, и что стало с управляющими корабля, разбирались латвийские журналисты.

Сегодня 70 лет трагедии парохода "Маяковский" – самой крупной катастрофе в истории Латвии в мирное время. Он затонул в Даугаве на Набережной 11 ноября. Погибли 147 человек, в числе которых было 48 детей. О произошедшем известно только со слов очевидцев, так как никакой официальной информации в те годы не публиковалось.

В Латвийском государственном архиве до сих пор хранятся 9 томов уголовного дела Министерства государственной безопасности Латвийской ССР об этой трагедии. Там есть свидетельства очевидцев и обвиняемых, данные экспертиз, а также информация о погибших и пострадавших. Журналисты LTV7 впервые опубликовали в СМИ эти эксклюзивные материалы.

Так, среди них оригинальный судовой журнал "Маяковского", который подняли с затонувшего судна. В нем указано, что первый выход судна состоялся 1 августа. До момента своей гибели пароход путешествовал из Риги в Межапарк и из Риги на Кишозеро. Последняя запись в журнале от 9 утра 13 августа гласит: "угольный склад, Рига, в ожидании рейса".

Управляли прогулочным пароходом по очереди сутки через сутки капитан Бернхард Хаманис и его помощник Янис Вейдеманис. 13 августа 1950 года выпало дежурство Вейдеманиса, это было его первое самостоятельное плавание. До этого он управлял буксиром в Лиепайском порту.

Вроде ничто не предвещало беды

Был жаркий солнечный день, огромная толпа людей на набережной уже ожидала прогулочный корабль. "Маяковскому" необходимо было высадить пассажиров, которые завершили предыдущую поездку из Межапарка, но, когда судно причалило, люди с набережной ринулись на борт. Из-за напора толпы пароход не смогли покинуть приехавшие пассажиры.

Отягчающим фактором стало то, что Янис Вейдеманис слишком близко пришвартовал судно. В связи с этом оно навалилось привальным брусом на отбойный, а потом свалилось на него. Пассажиры начали паниковать, а пароход крениться и черпать воду. Кроме того, в момент катастрофы был открыт угольный люк, через который основная масса воды сразу же хлынула прямо в трюм.

Известно также, что в момент аварии Янис Вейдеманис был не на капитанском мостике, а занимался сдерживанием толпы на берегу. Когда пассажиры оказались в воде, им не на чем было спасаться, потому что на "Маяковском" спасательные круги были привязаны – команда боялась, что их украдут. Хотя по норме, если корабль тонет, круги должны автоматически всплывать наверх.

Согласно архивным документам, пароход "Маяковский" был рассчитан максимум на 150 пассажиров, в то время как в момент трагедии на нам находилось 350 человек, что поспособствовало сильному крену судна. Оказавшись в воде, люди цеплялись друг за друга – они не могли выбраться на набережную и тащили друг друга на дно.

Очевидец гибели парохода Елена Карпухина, которой в 1950 году было 12 в лет, рассказала журналистам LTV7: "Говорили о том, что сами виноваты во всем многие. Потому что они цеплялись каждый за другого. И тот тонул – и они тонули".

В материалах уголовного дела также есть документ о национальности погибших: 68 русских, 66 латышей, 10 евреев и три представителя других национальностей.

Управляющие Бернхард Хаманис и его помощник Янис Вейдеманис корабля остались живы. Более того, они не признали своей вины на суде, который состоялся зимой того же года. Но их и еще трех ответственных чиновников из управления по транспортному освоению малых рек приговорили к заключению от 5 до 10 лет. В 1953 году все обвиненные были выпущены на свободу и реабилитированы.

Ссылки по теме