Депутат Европарламента: на кризисе Греции в Европе заработали миллиарды

Вагоны с граффити, расписанные греками и армянами, возмущенными политикой экспансии турецкого президента Эрдогана, Афины, октябрь 2020
© Photo : Андрей Татарчук

Андрей Татарчук

Депутат Европейского парламента от партии СИРИЗА Стелиос Коулоглу в интервью Baltnews сравнивает президентов Белоруссии и Турции, говорит о выборах президента США, глобальной политике двойных стандартов и других злободневных вопросах политики и экономики.

Депутат Европейского парламента от партии СИРИЗА Стелиос Коулоглу в интервью BaltNews провел сравнение между президентом Белоруссии Александром Лукашенко и президентом Турции Реджепом Эрдоганом, обсудил президентские выборы в США, глобальную политику двойных стандартов, кредитный крючок "большой тройки" и возможности развития отношений Евросоюза и России. "Конечно, мы не можем вернуться в годы "холодной войны". Это худшее, что можно сделать", – отметил Стелиос Коулоглу.

Стелиос Коулоглу
Стелиос Коулоглу

В Европарламенте текущего созыва Стелиос Коулоглу работает в комитете Международных отношений и в специальном комитете по вопросам дезинформации и иностранного вмешательства во все демократические процессы в Европейском союзе (INGE). Депутат входит в состав фракции Group of the European United Left–Nordic Green Left ("Группа Объединенных Европейских Левых / Объединение Северных Зеленых Левых").

Политическую и военную экспансию Турции в регионе, от Ирана, Ливии и Сирии до Греции, Азербайджана и районов на востоке от Нагорного Карабаха, Стелиос Коулоглу характеризует как системный вызов европейской безопасности – "сегодня это вызов номер один политике ЕС".

При этом Турция, в том числе как страна в составе военно-политического альянса НАТО, не имеет красных линий эскалации в регионе Средиземного, Эгейского и Черного морей. В октябре Турция провела ракетные стрельбы в греческих территориальных водах. А в Афинах во время этого интервью Baltnews прошли антитурецкие митинги с участием греков и армян, возмущенных политикой экспансии турецкого президента Эрдогана.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
ria.ru
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

– Г-н Коулоглу, как вы оцениваете действия президента Турции?

– Эрдоган играет роль плохого парня в регионе – на нем боевые действия в Сирии и Ливии, поддержка наступления армии Азербайджана на Нагорный Карабах.

Напомню, что в 1974 году Турция оккупировала северную часть греческого острова Кипр, и ситуация не меняется. Ситуация в самой Турции с демократией выглядит также очень плохо: президент Эрдоган не уважает международные демократические нормы и правила, преследует оппозицию. Курдская рабочая партия фактически разгромлена.

Президент Египта Абдель-Фаттах эль-Сисси (в центре), президент Кипра Никосом Анастасиадисом (слева) и премьер-министр Греции Кириакосом Мицотакисом на пресс-конференции после встречи по вопросу бурения Турцией скважин в Средиземном море,  8 октября 2019 года
AP / Egyptian Presidency Media office
Президент Египта Абдель-Фаттах эль-Сисси (в центре), президент Кипра Никосом Анастасиадисом (слева) и премьер-министр Греции Кириакосом Мицотакисом на пресс-конференции после встречи по вопросу бурения Турцией скважин в Средиземном море, 8 октября 2019 года

Эрдоган ведет политические преследования, запрещает оппозиционные медиа. Ситуация требует от нас оценить действия президента Эрдогана, что может завершиться в международном суде в Гааге в Нидерландах. Конечно, турецкий режим – авторитарный, жесткий – создает большие проблемы Европе и окружающим странам.

– Как видит Европейский парламент ситуацию с этой экспансией, какова позиция европейских политиков?

– В Европейском союзе существуют очень разные позиции в отношении мейнстрима Анкары. Но в основном это закрытые глаза. Видите ли, Турция – это важный стратегический партнер стран Евросоюза, закупающий европейские товары и машины.

Президент Турции Тайип Эрдоган и Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель на открытии саммита "Группы двадцати" (G20) в турецкой Анталье.
ria.ru
Президент Турции Тайип Эрдоган и Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель на открытии саммита "Группы двадцати" (G20) в турецкой Анталье.

Эрдогану надо закупать оружие для продолжения своей политики в регионе. Турция – хороший клиент ЕС, и у нее есть свое экономическое лобби в политическом истеблишменте Европы. Поэтому европейские политики достаточно легко осуждают Лукашенко за его авторитарные методы, но молчат про намного более антидемократический режим Эрдогана. Еще один прямой вопрос – беженцы из стран, в которых произошло или происходит активное военно-политическое вмешательство Турции.

Мигранты из Сирии и Ливии стремятся попасть в Европу, в том числе через Средиземное море и острова, расположенные в южных территориальных водах Греции. После кризиса беженцев в 2015 году Европейский союз платит деньги Турции, чтобы она содержала беженцев у себя. Время от времени президент напоминает, что без финансирования он запустит сотни тысяч людей, лишенных прав и имущества, в Европу, наводнив ее новой волной беженцев. Это важный вопрос европейских ценностей, разумеется, но это и очень удобная карта для игры Эрдогана.

Ситуация на границе Турции и Сирии
Sputnik
Грузовик с бронетехникой вооруженных сил Турции на турецко-сирийской границе

– Достаточны ли меры Еврокомиссии по ее восстановлению от пандемии COVID-19, учитывая то, что ситуация становится хуже?

– Когда вы вернетесь из большинства стран Европы в Латвию, вам нужно будет провести на самоизоляции десять дней. Но в Греции эпидемиологическая ситуация лучше, чем у вас в Латвии. Мы имеем массу кейсов массового заболевания в разных странах, не только в Германии и Испании. Вторая волна пандемии оказалась более сильной. Это создает новые проблемы, вирус возвращается снова.

Мы беспокоимся, что будет зимой, и когда это закончится. Что происходит в Греции? Парализован весь кластер экономики, связанный с туризмом, закрытие границ очень ударило по отрасли. Едва удалось открыть страну для туристов в конце лета, началась вторая волна.

Мы писали правительству Греции рекомендации по укреплению национальной системы здравоохранения и советовали увеличить возможности госпитального лечения. Греция не располагает большим количеством врачей и медицинских сестер, и в целом страна не защищена. Пандемия создала для всей Европы проблемы. Индустриальная активность катастрофически упала, малый бизнес терпит убытки. Многие европейцы заняты в международной торговле: Италия масштабно торгует с Китаем, а Брюссель тесно связан с Францией.

Семьсот миллиардов евро специального фонда ЕС для поддержания европейской экономики в этой ситуации может быть слишком мало. Эти деньги есть, и это – ресурс, позволяющий сохранить возможности. Греция получит в общей сумме 24 миллиарда евро, но должна быть подробная детализация, в какие антикризисные программы и в какие предприятия будут вложены эти средства.

– Греция в этом смысле похожа на Латвию. Наши политики также действуют скорее интуитивно, не имеют надежной рациональной концепции мер борьбы с пандемией, методики поддержки экономики и бизнеса. Экономическое и социальное состояние Греции меня удивило: кварталы с граффити "Антифа", лозунгами анархистов...

– Слушайте, наша страна просила помощь от неизбежного банкротства еще в 2010 году. А меры жесткой экономии, введенные ЕС, только ухудшили все. Только в 2015 году на парламентских выборах победила Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА, и страну возглавило правительство Алексиса Ципраса, которому удалось достичь соглашения с международными кредиторами. Ситуация стала улучшаться. В 2018 году был подписан меморандум с "тройкой" (ЕС, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд – прим. автора), и третий пакет помощи Греции в 2015–2018 годах составил сумму 86 миллиардов евро.

Плакат о столкновениях, прошедших в Афинах, где суд  огласил приговор о признании ультраправой партии "Золотая заря" преступной организацией, октябрь 2020
© Photo : Андрей Татарчук
Плакат о столкновениях, прошедших в Афинах, где суд огласил приговор о признании ультраправой партии "Золотая заря" преступной организацией, октябрь 2020

– Это неплохие деньги, и Латвия также получила внешнюю кредитную помощь сейчас. Ситуации похожи.

– Да, мы получили 86 миллиардов. Но общий долг нашего государства превысил 300 миллиардов евро. Под этим кредитным бременем Греция согласилась продать китайской компании Cosco крупнейший порт Пирей в Афинах. И фактически кредиты "тройки" вместо перезагрузки экономики были потрачены для выплаты процентов и частичного возврата ранее взятых кредитов. Что в итоге? "Тройка" стала богаче, ну а Греция только в начале этого года показала признаки оздоровления. Мы начали выравнивать катастрофу, но и вот внезапно – пандемия COVID-19. И снова много проблем экономического характера.

Да, Греция не очень счастлива, обеднев во время пандемии и беднея предыдущие десять лет. У нас кризис на заканчивался. Но, конечно, многие миллиардеры на кризисе заработали еще десятки миллиардов.

– Вопрос о России и Китае: как вы оцениваете готовность этих стран к конструктивным отношениям с Европейским союзом, когда русские и китайские хакеры и другие факты в фокусе у Запада?

– Мы в Европе не хотим возвращаться к "холодной войне". Безусловно, Россия сегодня – не враг запада, каким был Советский Союз. Мы хотим нормальных отношений, хотим избегать конфликтных ситуаций. Но хотелось бы, чтобы президент Владимир Путин был также более демократичен. Россия не становится полноценной частью системы глобальной демократии. Ситуация должна меняться, необходим новый раунд открытости и дружелюбия. А Китай уже давно – один из основных экономических партнеров Европейского союза.

Стены здания в Афинах, расписанные греками и армянами, возмущенными политикой экспансии турецкого президента Эрдогана, октябрь 2020
© Photo : Андрей Татарчук
Стены здания в Афинах, расписанные греками и армянами, возмущенными политикой экспансии турецкого президента Эрдогана, октябрь 2020

– Как вы оцениваете ситуацию в Белоруссии?

– Белоруссия исторически всегда была частью России. Конечно, эта страна очень разная, но бэкграунд всей этой ситуации с протестами во многом в том, что Лукашенко антидемократичен. Против него и его людей Европа ввела санкции именно поэтому. Но да, мы не вводим санкции против турецкого президента Эрдогана, который делает намного более худшие вещи, потому что там есть красные линии (как в конфликте со страной НАТО Грецией, где как НАТО, так и ЕС, фактически растеряли уважение Анкары – прим. автора).

Это система двойных стандартов Европейского союза, но эта система, наверное, позволяет удержаться от большого международного кризиса. Конечно, ЕС должен соблюдать сбалансированные отношения со всеми странами. Если президент США Дональд Трамп начал торговую и экономическую войну с Китаем, то для ЕС важна торговля и хорошие отношения с Пекином.

– А что изменят для Европы выборы президента Соединенных Штатов?

– Конечно, для Европы Джо Байден намного лучше, чем Дональд Трамп. Изменится очень многое. Трамп – закрытый, Трамп – демагог. Он закрыл многие дружественные трансатлантические проекты, которые могли улучшить развитие ЕС и США. А когда началась глобальная пандемия коронавируса, он отрезал Европу, закрыв авиасообщение.

Президент США Дональд Трамп
REUTERS / Carlos Barria
Президент США Дональд Трамп

Это тип правых политиков, как Трамп, как президент Бразилии Жаир Болсонару и британский Борис Джонсон – все такие личности против демократии. К сожалению, в Европейском союзе политики смотрят на них и стараются их копировать, становясь "мини-Трампами", – экстремально правыми. И конечно, сегодня для Европы очень актуальны вопросы растущей популярности расизма и фашизма. И в Греции, как в других странах, активны движения Antifa и BLM. Байден будет лучше.

Ссылки по теме