Безработица по-эстонски: как украинцы и пандемия обирают эстоноземельцев

Молодой человек сидит на скамейке

Илья Круглей

Гражданине Эстонии все меньше чувствуют себя защищенными на родном рынке труда, а сфера обслуживания, обеспечивающая более 70% ВВП страны, заполняет "дыры" приезжими.

В Европе растет число людей, которые не могут устроиться на работу, особенно это чувствуется в странах Балтии. Например, жители Эстонии не могут ездить на заработки в соседнюю Финляндию так же свободно, как и до пандемии COVID-19. А дома на оставшихся рабочих местах их "поджимают" мигранты.

Пандемия коронавируса продолжает наносить ущерб экономике европейских государств. При этом страдают не только предприятия и крупные компании, владеющие производствами. Растет безработица, и в странах Балтии этот процесс становится все более угрожающим. Во всех трех государствах региона наблюдается рост числа людей, которые потеряли работу и не могут ее найти.

Надпись на плакате акции против приема мигрантов: "Мы готовы принять шведских беженцев, когда они побегут из разоренного иммигрантами Стокгольма".
BaltNews.lv
Надпись на плакате акции против приема мигрантов: "Мы готовы принять шведских беженцев, когда они побегут из разоренного иммигрантами Стокгольма".

Все выше и выше... Растет безработица

В Латвии, по словам старшего эксперта отдела управления и развития обслуживания клиентов Государственного агентства занятости (ГАЗ) Андриса Маскалевса, число безработных постоянно увеличивается. Речь идет о тех людях, которые в настоящее время зарегистрированы в ГАЗ и сидят без работы по 10 и 11 месяцев. В феврале число людей без занятости составило 8,2% от численности трудоспособного населения

Литва, по данным Eurostat, вообще вошла в список стран ЕС с одним из самых высоких уровней безработицы. В феврале этого года он достиг 9,6% (средний показатель в Евросоюзе 7,5%). В начале апреля на сайте Министерства труда и социальной защиты Литвы появились еще более тревожные цифры – уровень безработицы в стране поднялся до 11,1%.

Конечно, для преодоления безработицы (в том числе обеспечения компенсации теряющим работу людям) Литва получила от Еврокомиссии очередной транш в размере 302 млн евро. Но, фактически, эти деньги идут на "покушать", а не увеличить количество рабочих мест.

В Эстонии ситуация не лучше. По данным эстонской Кассы по безработице, число людей, оставшихся без работы в апреле, увеличилось практически до 58 тысяч – это 8,8% от общего количества трудоспособного населения в государстве. При этом некая аномалия наблюдается, в частности, на эстонском рынке труда.

Например, в столичном регионе Эстонии в апреле зафиксировано около 27 тысяч безработных. Большая часть из них, а именно 20 тысяч, числятся непосредственно в Таллине. И в некоторых районах Таллина местные жители наблюдают рост количества украинских мигрантов.

Не так прост локдаун. Или снаружи красивее, чем внутри

Очевидно, что рост безработицы в странах Балтии – это прямое следствие локдаунов, которые не только закрывают местные рабочие места, но и отсекают балтийских гастарбайтеров от привычного для них северо- и западноевропейского рынка труда. Например, эстоноземельцы, традиционно ездившие на работу в соседнюю Финляндию, лишились прежней мобильности – следовательно, и работы. При этом дома они все чаще сталкиваются с конкуренцией, и не только со своими земляками.

Первое, что бросается в глаза на рынке труда Эстонии – это его сильная зависимость от сферы услуг, которая во время пандемии страдает сильнее других. Рабочая сила в ресторанах, гостиницах, развлекательных центрах, салонах красоты и торговых точках сегодня нужна в гораздо меньшем объеме, чем до COVID-19. Цифры подтверждают, что чем дольше длится пандемия, чем острее становится проблема безработицы именно в этих секторах.

В первых двух кварталах 2020 года ее уровень в Эстонии вырос с 5% до примерно 7,1%. Во второй половине 2020 года число безработных продолжило увеличиваться. По исследованиям Банка Эстонии, безработица наиболее сильно сказалась на молодежи, которой труднее найти работу, и работниках сферы обслуживания и продаж.

Аналитики Министерства финансов Эстонии подсчитали – коронавирус каждый день наносит ущерб экономике страны в размере около 8 млн евро. Разумеется, цифра весьма условная и на практике может оказаться намного большей.

Эстонский бизнес старается адаптироваться, как может. А может часто – за счет наемных работников. Например, многие работники, в первую очередь той самой сферы обслуживания, все больше сталкиваются с ситуацией, когда их работодатели предпочитают трудовым договорам договоры подряда, что дает возможность сократить расходы и ответственность.

Договор подряда в Эстонии освобождает работодателя от компенсации командировочных расходов, а медицинская страховка действует только в том случае, если договор был заключен минимум на три месяца. Более того, эстоноземелец по договору подряда не имеет права на оплачиваемый отпуск, предусмотренный Законом о трудовом договоре (как основной отпуск, так и учебный отпуск). Что, в частности, "бьет" по молодежи, которая работает и учится параллельно и нуждается в возможности, не теряя материального обеспечения, выделить некоторое время в полугодии на сдачу экзаменов.

Кроме этого, полноценный объем компенсаций в случае потери работы, в том числе в рамках поддержки предприятий в условиях пандемии,  получают лишь те, кто работал по условиям трудового договора. Следовательно, разговоры о том, как "хорошо" поддерживается население, в том числе деньгами, получаемыми странами Балтии из европейских фондов, не обеспечивают понимания истинного положения дел.

На практике все оказывается далеко не так просто и радужно. Люди, фактически, поставлены в условия, когда вынуждены соглашаться на то, что дают, не имея возможности выбрать то, что действительно устраивает.

Важно отметить, что сектор услуг для Эстонии играет колоссальную роль. По данным Департамента статистики страны, в 2020 году он составлял 72% от ВВП страны. Казалось бы, именно эту сферу нужно срочно спасать, сохраняя компании, а значит рабочие места, помогая рядовым эстоноземельцам находить работу. К сожалению, жителей Эстонии в этом плане все больше стали заменять граждане из других государств.

В комментарии для Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер объяснил, что эстонцы не только все чаще сталкиваются с договором подряда, который делает их менее защищенными в социальном плане, есть еще проблема с подсчетом безработных.

"Далеко не все регистрируются на бирже труда. Простой пример – человеку два раза предложили работу, которая в итоге ему не подошла, и все – сняли с учета. В регистре его нет, но он все равно не получил возможность получать зарплату. Я бы сказал, что безработных в реальности может оказаться в полтора раза больше, чем говорится в официальных источниках", – рассказал экономист.

Далее он пояснил, что "среди таких людей все больше работников из реального сектора экономики". "Конечно, госслужащих и сотрудников муниципалитетов становится все больше, но они деньги стране не приносят, а наоборот поглощают. При этом в Эстонии все чаще видно, как местные жители, у которых есть навыки и серьезное образование, вынуждены устраиваться разнорабочими", – отметил Цингиссер.

Рабочие
Рабочие

Он привел в пример "женщин-таксистов, использующих свои личные авто, чего раньше вообще не было". "Разумеется, они были в стране и раньше, не из воздуха же они взялись. Просто до недавнего времени у них, видимо, была другая, более престижная работа, или вообще было достаточно заработка лишь одного из членов семьи", – пояснил экономист.

В Эстонии идет перераспределение на рынке труда, при котором высококвалифицированные кадры занимаются простой доставкой или оказываются обычным разнорабочим на стройке. Кстати, ремонт и строительные работы в Эстонии во время пандемии заметно активизировались, констатировал Леонид Цингиссер.

Возможно, потому что люди больше копят, чем тратят, предпочитая вкладывать деньги в недвижимость, – отсюда и спрос. Но в строительном секторе у рядовых эстонцев есть проблема – гастарбайтеры из других стран. Работодатель скорее уволит своего соотечественника, чем украинца. Ведь иностранца устроит меньшая зарплата, и он более неприхотлив к условиям работы. Да и государственная поддержка мигрантов оказывается куда эффективнее.

Скрытая украинская угроза

Важный момент – жители восточноевропейского государства доминируют на рынке труда Эстонии уже не первый год. Это началось еще до пандемии. В 2018 году, по данным МВД Эстонии, выходцы из Украины получили в 3 раза больше временных видов на жительство в балтийской стране, чем иммигранты из всех остальных стран вместе взятых. По итогам 2019 года украинцы все также составляли наибольшую группу трудовых мигрантов в балтийском государстве.

"Украина обречена стать "страной массовой эвакуации". Уровень жизни и размер средней оплаты труда в государстве намного ниже, чем в соседних восточноевропейских государствах. Но в последние два-три года мы наблюдаем новую тенденцию – уезжают не только те, кто не обладает серьезными навыками, но и высококвалифицированные кадры. Украина всего за два года дошла до ситуации, когда в стране наблюдается дефицит в 50-60 тысяч медработников. Заметьте, это началось еще до начала пандемии", – рассказал в беседе с Baltnews политолог, руководитель аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

При этом Эстония, отметил украинский политолог, для гастарбайтеров из восточноевропейской страны является специфическим рынком труда. На поля клубнику собирать из Украины едут в Чехию и Польшу, а вот в Эстонию отправляются те, у кого квалификация повыше – механики, водители и строители, а также медработники. Эстония привлекает всех этих людей, поскольку заработная плата в этой стране для них больше, чем даже в соседних Литве и Латвии.

Как эстонские строители могут оказаться "украинцами в Финляндии" >>>

Впрочем, украинец, прибывший в Эстонию, подчеркнул Андрей Золотарев, руководствуется не только размером оплаты труда, но и стабильностью, доступностью образования для своих детей, здравоохранением и вообще социальным пакетом, который в будущем он может получить, а также эффективной работой правоохранительных органов, чего ему сейчас не увидеть у себя на родине.

"В целом, основные направления для украинских гастрабайтеров сегодня – это Польша, Россия, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония. Конечно, масштабы миграции в балтийскую страну намного меньше, чем в другие страны, но ведь там и население изначально меньше. Более того, если в Польшу гастрарбайтеры чаще всего ездят на сезонные заработки, то в Эстонию отправляются люди с более серьезным образованием и навыками, что в итоге создает предпосылки для того, чтобы вообще остаться там и даже перевезти туда свою семью", – рассказал Золотарев.

По его словам, похожая тенденция в последнее время заметна и с Польшей, но по отношению к Эстонии это "видно отчетливее всего". И с годами этот процесс будет только усиливаться.

"Возможность уезжать в такие страны, как Эстония, – это, по сути, социальный клапан, предотвративший взрыв недовольства украинского населения, которое не может найти работу дома, причем с достойной зарплатой", – считает политолог.

Андрей Золотарев также напомнил, что экономика Украины сейчас ежегодно получает около 10 миллиардов долларов от гастарбайтеров, которые перечисляют суммы своим родственникам, работая в Восточной Европе, включая Эстонию. Для Украины эта сумма больше, чем иностранные инвестиции и дотации Запада. Другой вопрос, что страна теряет человеческий ресурс, однако само население об этом не думает – ищет, где лучше. А это значит, что приток рабочих рук в Эстонию будет расти, причем независимо от пандемии и сложного положения дел на рынке труда для местных жителей.

Это значит, что при отсутствии расширения секторов производства в Эстонии украинские трудовые мигранты продолжат замещение собой эстоноземельцев, выдавливая их отовсюду, где только смогут. Это значит, что отток оборотных средств, которые могли бы поддерживать потребительский рынок в самой Эстонии, а значит позволить стране меньше кредитоваться в ЕС для стимулирования того самого потребления, будет продолжаться. Ведь гастарбайтеры продолжат перечислять заработанные деньги домой.

"Где вы, денежки мои?": финансы заставляют эстоноземельцев нервничать >>>

И пока внешняя политика Эстонии поддерживает существующий на Украине режим, внутрення политика Эстонии "подкармливает" этот режим за счет собственных же граждан – за счет их благополучия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме