Лига Наций и Гитлер, Прибалтика и Советский Союз: что привело к войне 80 лет назад

Концентрационный лагерь Саласпилс (концлагерь "Куртенгоф") на территории оккупированной нацистской Германией Латвии.
РИА Новости

Александр Филей

Исполнилось 80 лет со дня начала беспрецедентной в истории человечества агрессии гитлеровской Германии против Советского Союза. А можно ли было избежать масштабного кровопролития?

Наступила трагическая дата – 22 июня. Исполнилось 80 лет со дня начала беспрецедентной в истории человечества агрессии гитлеровской Германии против Советского Союза. Размышлять об этой дате в отрыве от исторических предпосылок и контекста невозможно.

Давайте рассмотрим, что привело к этой войне и можно ли было избежать масштабного кровопролития.

Времена меняются, но не люди

Широко распространен термин "предвоенное время". Однако насколько мирным и спокойным оно было? Мало кто задумывается, что тогда, в 1930-е годы, все территориальные и политические проблемы решали в основном военным путем.

Официальное открытие Лиги Наций, 15 ноября 1920 года
Официальное открытие Лиги Наций, 15 ноября 1920 года

При молчаливом бездействии международных органов, в частности Лиги Наций, которая декларировала мирное сосуществование народов и была призвана отвечать за мир и безопасность. Но идея всеобщего мира от Лиги Наций оказалась зыбкой.

Мир был нарушен уже в 1931 году – Япония в сентябре напала на Манчжурию, которая на тот момент была составной частью Китайской Республики, и оккупировала ее. По всем международно-правовым нормам Япония совершила акт вопиющей агрессии, фактически военное преступление.

Конфликт приобрел затяжной характер. Его характеризовало неслыханное варварство в отношении мирного населения. А прямая японская агрессия против всего Китая началась в 1937 году, и война на Дальнем Востоке привела к бесчисленным человеческим жертвам. Японские интервенты, захватывая части китайской территории и объявляя их своим марионеточным протекторатом, испытывали и новые виды оружия – прежде всего биологическое.

А мир молчал, снисходительно наблюдая за происходящим со стороны. И кто-то даже оказывал негласную поддержку агрессору. Очень похоже, как это происходит в наши дни – например, в Сирии, Донбассе, во многих странах Африки и Ближнего Востока...

Европа, получившая суровый урок в виде тяжких последствий Первой мировой войны, тоже была далека от идеала, которые декларировали отцы-основатели Лиги Наций. Та, первая, война выкачала из стран-участников конфликта колоссальные экономические и человеческие ресурсы и вызвала экономическую разруху. Уже в 1920-е годы стало понятно, что привычными способами вылечить "болезнь" не получится, и среди европейского населения распространились две противоборствующие идеологии.

Как зародился фашизм

Одна из них – коммунистическая. Европейцы, особенно рабочая молодежь, ощущали потребность в справедливости, братстве, интернациональном строительстве нового мира. Версальскую республику начала 1920-х отличало неэффективное государственное управление, сумасшедшие темпы инфляции, критическая нехватка продовольствия, неустроенность быта – то есть не просто угроза, а реально всеохватный гуманитарный кризис.

И молодой Советский Союз оказывал всестороннюю материальную помощь и поддержку пострадавшим от войны европейским государствам. Советская Россия стремилась поддержать обездоленных немцев. Во многом для того, чтобы продемонстрировать – советский строй не враг, не противник, его не следует бояться. Часто сбор гумпомощи проходил по соответствующей госпрограмме, в которой участвовали широкие слои советского населения.

Помните, как в кинофильме "Собачье сердце" друзья Швондера просят у профессора Преображенского помочь голодающим детям Германии? Так это о том самом времени.

Протестные настроения в послевоенной Германии были чрезвычайно сильны – в различных областях Версальской республики вспыхивали коммунистические восстания.

В Баварии в апреле-мае 1919 года, в Бремене зимой 1919 года даже провозглашались так называемые "советские народные республики". Произошло вооруженное восстание коммунистов в Гамбурге в 1923 году – люди выходили на улицы и буквально отдавали свои жизни за победу коммунистической доктрины (терять было нечего, кроме своих цепей).

Но в то же самое время могучие финансовые корпорации Запада предложили еврообывателю альтернативу в виде слепой веры в собственное национальное превосходство: сильная нация, крепкая здоровая семья, национальное единство, "мы лучше всех, мы превыше всего".

Так, почти одновременно возникли фашизм и нацизм. В общество постепенно внедрялись принципы и установки, которые еще в конце XIX века были бы расценены как абсурдные. Но тем не менее ядовитые зерна пропаганды упали на благодатную почву.

Глава Национал-социалистской партии Германии Адольф Гитлер (в центре) с соратником по партии Мартином Борманом (сзади) и его невестой.
ria.ru
Глава Национал-социалистской партии Германии Адольф Гитлер (в центре) с соратником по партии Мартином Борманом (сзади) и его невестой.

Что значат расовая неполноценность, арийский человек? Мало кто из обычных бюргеров за четверть века до возникновения НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, с июля 1933 до мая 1945 единственная законная партия в Третьем Рейхе – прим. Baltnews) вообще слышал эти слова и понимал, что они означают.

Почему борьба коммунистических сил в Европе не увенчалась успехом? Во многом из-за того, что у СССР не было достаточно медийных сил и материальных средств, чтобы полновесно пропагандировать коммунистическую идеологию, а у разработчиков идеи фашизма они были. Отсюда и постепенные победы фашистских и нацистских политических сил в ряде европейских стран.

Борьбу они вели гибридным способом – путем реальной демократии (голосование на выборах, плебисциты) и методами прямого силового воздействия (смещение неугодных чиновников, обманы, подлоги, подкупы, марши и манифестации как акции насильственного сопротивления власти, устранение политических противников). И все им сходило с рук.

А влиятельные банковские организации готовы были поддержать самого страшного и лютого "зверя" в истории человечества – только бы изжить коммунизм, за продвижение которого беспощадные репрессии начались в Европе еще до прихода к власти фашистов и нацистов.

Хрупкий мир сохранить никто не стремился

Любому проявлению варварского милитаризма потакали те, кто, казалось бы, должен был блюсти мир и стабильность. Например, Италия в 1935 году совершила неприкрытую агрессию против Абиссинии (Эфиопии). Более того, пошла на военное преступление, применив против эфиопов запрещенное химическое оружие – фосген и иприт. Мир встал на сторону Эфиопии? Вовсе нет.

Цивилизованные европейские страны массово бросились обвинять Эфиопию в том, что она-де еще смеет оказывать сопротивление захватчикам. Страны разрывали с Аддис-Абебой дипломатические отношения, императора Хайле Селассие I предали остракизму. А одной из первых призывала наказать Эфиопию официальная Рига, в которой тогда правил фашистский диктатор Карлис Ульманис. И Лига Наций молчала.

Миф о "благодетеле": в Латвии замалчивают настоящую историю диктатора Улманиса >>>

Когда война из Азии и Африки перекинулась на европейский континент, запылала Испания, европейские "партнеры" не бросились защищать ее демократический строй против фашистского режима Франсиско Франко.

Оказалось, что защищать свободу и независимость Испании готовы только коммунисты, притом из самых разных стран. В том числе и латвийские левые – латыши, русские, латгальцы, евреи, белорусы – которые добровольно, по зову сердца отправлялись воевать за суверенитет Испании и избавление ее от фашизации, которая носила не только внутренний, но и внешний характер.

А франкистов поддерживали Париж и Рим, а также англосаксонские банковские корпорации. Итальянцы направляли туда регулярные воинские подразделения. Европейские финансисты снабжали фашистскую хунту деньгами, оказывали ей информационную поддержку.

Испания после 1936 года стала чем-то вроде Украины после 2014 года.

Отвратительно вели себя и соседи Советского Союза. Например, польский милитаристский режим, выпестованный Англией и Францией, издевался над своим белорусским и украинским населением.

Руководители Польши, не в кулуарных беседах, а вполне официально и ничего не стесняясь, вынашивали планы широкомасштабной депортации евреев в те места, где им угрожала верная гибель. Например, на тропический Мадагаскар, где свирепствовали голод, нищета и лихорадки. Более того, после победы фашистов в Испании европейские лидеры начали "пилить" Чехословакию, и Польша смогла заполучить себе кусок ее территории.

А был ли кто-то против?

Против всего этого безобразия активно выступал только Советский Союз в лице глав Народного комиссариата иностранных дел СССР (НКИД) – сначала Максима Литвинова, а потом Вячеслава Молотова. И если Чехословакию делил коллективный Запад, то заигравшаяся Польша стала первой жертвой прямой и единоличной нацистской агрессии.

Подписание Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и Латвийской Республикой. Договор подписывает Министр Иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.
Подписание Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и Латвийской Республикой. Договор подписывает Министр Иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.

Тогда, чтобы не потерять лицо, Лондон и Париж все же объявили нацистскому режиму войну, но вели ее странно – отсиживаясь в окопах, играя в карты и футбол. Никаких серьезных боестолкновений не происходило. Современники так и назвали ту войну – "странной" или "футбольной".

То была не война, а одна сплошная декорация, прелюдия к настоящей войне – против СССР. Для ее начала Гитлер наметил день – 22 июня 1941 года. Дата была выбрана очень правильно – к тому моменту все крупные очаги антинацистского сопротивления в Европе были подавлены. Всерьез продолжала сопротивляться только Югославия.

Правда, Сталин до начала кровавой гитлеровской агрессии успел бескровно отодвинуть границы страны путем включения в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии, а также республики Прибалтики. Нацификация последних представляла особую угрозу для Советского Союза. Сомнений во внешнеполитической ориентации официальных Риги, Каунаса и Таллина оставалось все меньше – балтийский генералитет в апреле 1939 года посещал Берлин, чтобы торжественно отпраздновать день рождения фюрера.

Нацистские военачальники ответили на это взаимностью и 22 мая 1939 года побывали в Риге, где отметили двадцатилетие падения советской Риги, которая в 1919 году была захвачена балтийско-немецким ландесвером. А 7 июня между гитлеровской Германией, Латвией и Эстонией был заключен официальный договор, отдельные пункты которого предполагали совместные действия против потенциального агрессора, под которым подразумевался Советский Союз.

Нужно было срочно спасать положение. Поэтому советское руководство точечно активизировало до поры до времени "спавших" агентов влияния среди прибалтийских нацэлит и обеспечило мирную советизацию приграничного региона. Поэтому война 22 июня началась не с Даугавпилса и Нарвы, а с Лиепаи. Это спасло сотни тысяч жизней и позволило выиграть бесценное время. Ведь ни одна страна Запада даже не пыталась дать гарантии нейтралитета республик Прибалтики.

У советского руководства не было оснований сомневаться в том, что после падения Франции, Бенилюкса и скандинавских государств вся Прибалтика будет триумфально взята Гитлером за один день. Тем более имелся исторический пример – аннексия Клайпеды без единого выстрела со стороны официального Каунаса.

Марш легионеров СС в Риге
© Sputnik
Марш легионеров СС в Риге

Другое дело, что, несмотря на многочисленные, но нередко путаные заявления советских разведчиков о датах начала войны, Сталин не до конца верил в ее неизбежность. Он разделял убеждения по поводу того, что агрессору нужна передышка, и он не начнет войну сразу после показательной расправы над европейскими "партнерами". Отсюда и некоторая растерянность руководства СССР в первые дни войны.

Но именно июнь 1941 года олицетворил несокрушимое мужество защитников Советского Союза, которые гибли на погранзаставах, но оказывали сопротивление превосходящим силам противника. Благодаря упорству героев первой недели Великой Отечественной войны, в том числе и рабочим батальонам, оборонявшим Лиепаю, Ригу, Даугавпилс, удалось задержать нацистские армии и обеспечить необходимые мобилизационные действия.

Сталин ждал "удара в спину": почему миф о "советской оккупации" Прибалтики уже неактуален >>>

Сопротивление регулярных частей Красной армии и местных партизан-антифашистов – подлинных героев своих народов – спасали жизни людей и, как оказалось, приближали Победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме