На встрече министров обороны стран Евросоюза обсудили создание собственной армии на фоне кризиса в Афганистане. Идея конструктивна, но ее будущее пока не определено, рассказал в разговоре с Baltnews замдиректора по научной работе Института Европы РАН Владислав Белов.
"Вызовы, существующие в мире, существуют, поэтому, как эта группа будет наполняться, что она будет делать, пока открытый вопрос. Сама идея, на мой взгляд, конструктивная, что из нее получится – открытый вопрос", – сообщил Белов.
По мнению эксперта, планы о создании собственного военного контингента, пусть и немногочисленного – рациональная и своевременная инициатива, которая потребует от Евросоюза дополнительной ответственности.
"Они [Евросоюз] заботятся, ЕС – это мировой актор, который старается брать все больше ответственности на себя, но сейчас ситуация такова, что Боррель (верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель – прим. Baltnews) и товарищи могут себя проявить", – считает Владислав Белов.
Однако замысел Евросоюза носит пока теоретический характер, впереди немало вопросов, на которые политикам придется ответить, прежде чем создавать собственные вооруженные силы. Белов обратил внимание на некоторые трудности, которые пока испытывает оборонная политика ЕС:
"Вопрос открытый, как им это удастся, потому что, понятно, с точки зрения внешней оборонной политики больше проблем, нежели пока конкретных положительных результатов".
По мнению руководителя Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексея Кузнецова, идея создания подобного рода войск имеет давнюю историю, но пока конкретики европейские политики предоставить не могут.
"В Европейском союзе уже на протяжении многих лет то в одном или другом ключе поднимается идея о наполнении европейской оборонной политики единым содержанием. Могут и создать, но вопрос – что еще за этим будет стоять? Группа реагирования будет в размере какого по объему подразделения, это же тоже непонятно", – сказал Кузнецов.
Очередное обсуждение вопроса военных сил связано с шоком событиями в Афганистане и не являются частью какой-либо политической игры. Инициатива нацелена на углубление европейской интеграции, считает Алексей Белов:
"Поэтому я не думаю, что это такой уж прям торг с американцами, это скорее попытка провести углубление европейской интеграции опять в направлении оборонного сближения, но что из этого получится – большой вопрос, по крайней мере пока".
Напомним, что недавно министры обороны стран Евросоюза обсудили возможность создания собственной армии – сил быстрого реагировании. Идею создания собственного военного контингента поддержал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Джозеф Боррель.
"Совершенно очевидно, что потребность в усилении европейской защиты никогда не была более очевидной, чем сегодня, после событий в Афганистане", – сказал Боррель.