Есть очевидный факт о борьбе ЕС с Польшей в вопросе верховенства права, который, однако, почти никто в институтах ЕС не хочет признавать вслух: победить в этой борьбе невозможно, пишет Politico.
Единственным утешением для чиновников в Европейской комиссии (ЕК), занимающихся этим вопросом, служит то, что Польша также не может победить.
Средств правовой защиты, доступных ЕК, включая новый, еще не запущенный механизм принудительного исполнения, который мог бы ограничить выделение бюджетных средств ЕС, явно недостаточно. Но политическая реальность такова, что все важнейшие политические решения требуют единогласия, поэтому ЕС не может позволить себе начать войну с одной из стран-членов.
Брюссель и Варшава сейчас ведут очень трудные переговоры по поводу 23,9 млрд евро, которые Польша должна получить в виде грантов, и дешевых кредитов из европейского Восстановительного фонда на общую сумму в 12,1 млрд. Наблюдатели считают, что поляки смогут получить эти деньги лишь после того, как откажутся от судебной реформы или от наиболее спорных ее пунктов.
Претензия к польской судебной реформе заключается в том, что, по мнению Брюсселя, она резко ослабит независимость польских судей.
Вражда между Брюсселем и Варшавой с новой силой продолжилась во вторник на пленарном заседании Европейского парламента в Страсбурге, где президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала во время спора с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким наказать Варшаву из-за решения Конституционного трибунала, который провозгласил приоритет польской конституции над общеевропейскими договорами.
"Это постановление ставит под сомнение основы Европейского союза, – заявила председатель ЕК. – Это прямой вызов единству европейского правового порядка".
Фон дер Ляйен заметила, что это первый случай, когда суд страны-члена ЕС заявляет о несовместимости договоров ЕС с национальной конституцией.
В ответ Моравецкий обвинил Брюссель в дискриминации и произволе. Он также отрицал какие-либо нарушения со стороны Варшавы и обвинил ЕС в превышении своих полномочий.
"Если вы хотите превратить Европу в безнациональную сверхдержаву, сначала заручитесь согласием на это всех европейских стран и обществ, – заявил Моравецкий. – Еще раз повторю: высшим законом Республики Польша является конституция".
Моравецкий также настаивает на том, что его правительство является частью "проевропейского большинства в Польше", а Варшава "полностью соблюдает договоры".
Венгрия и Польша оспорили законность механизма верховенства права, и в рамках политической сделки лидеры ЕС попросили Комиссию отложить его запуск до тех пор, пока не будет вынесено решение Суда ЕС. Постановление еще не вынесено, и до сих пор неясно, будет ли оно вынесено в этом году.
Противостояние, скорее всего, разрешится только в том случае, если избиратели проголосуют за смену правительства. Весной в Венгрии должны состояться всеобщие выборы. А бывший премьер-министр и председатель Европейского совета Дональд Туск вернулся в Польшу, чтобы возглавить новый поход оппозиционных сил против правящей партии "Закон и справедливость".
В своем выступлении в парламенте во вторник Моравецкий заявил, что официальные лица и лидеры других стран ЕС уже пытаются надавить на Варшаву.
"Я отвергаю язык угроз и принуждения, – сказал он. – Я не согласен с политиками, шантажирующими и угрожающими Польше. Я не согласен с тем, чтобы шантаж стал методом проведения политики в отношении государства-члена. Демократии так не поступают".
Однако у ЕС, похоже, нет возможности силой заставить Польшу сделать что-либо. Кроме того, как отметил Моравецкий в своем выступлении, Польша не планирует следовать модели Великобритании и выходить из ЕС.
"Мы здесь, и мы никуда не уйдем", – сказал он.
То же самое можно сказать и о борьбе за верховенство закона.