Время закручивать гайки: защиту внутренних границ Шенгена хотят передать полиции

Шлагбаум
Unsplash

Алексей Языков

Пытаясь восстановить свободу передвижения по шенгенским странам, Брюссель предлагает изменить пограничный кодекс.

Брюссель собирается спасать Шенген с помощью полиции. На протяжении пяти лет на границах ряда стран Шенгенской зоны действует режим проверки документов, введенный по специальному разрешению Евросоюза в связи с миграционным кризисом 2015 года.

Отменять его, вроде бы, никто не собирается, что ставит под сомнение дальнейшее существование Шенгена как такового. Еврокомиссия предлагает заменить пограничников совместными полицейскими патрулями, которые будут проверять документы у "подозрительных" лиц, выявлять иммигрантов и отправлять их обратно в те страны альянса, где они должны проживать по условиям предоставления убежища.

Практику совместных патрулей полицейских двух соседних стран Шенгена планируется распространить на всю территорию зоны. То есть мигранты подавшие ходатайства о предоставлении статуса беженцев и принятые, например, в странах Балтии, не смогут перебраться в Германию или Францию.

Брюссель предлагает в дополнение к полицейскому патрулированию еще целый ряд мер, крайне усложняющих для мигрантов как ожидание рассмотрения их ходатайств, так и само пребывание в Евросоюзе. Но поскольку именно они считаются главной угрозой принципа свободы передвижения по Шенгену, то их правами и удобствами предлагается пожертвовать.

Право свободного передвижения людей и грузов по всей территории Евросоюза, которое гарантирует членство страны в Шенгенской зоне, по праву считается одним из "столпов" ЕС. Появление на внутренних границах пограничников, проверка документов и досмотр грузов никак иначе, кроме как "мины" под этим самым "столпом", не рассматриваются.

Тем не менее ряд европейских государств, восстановивших контроль на границах во время миграционного кризиса в соответствии со специально разработанными тогда в Брюсселе правовыми актами, из года в год продлевают разрешения на "временный" отход от протоколов Шенгена.

Причем даже не особенно утруждают себя обоснованием этой меры, хотя подразумевается, что пограничный контроль на внутренних границах зоны вводится лишь в чрезвычайных обстоятельствах и на очень веских основаниях. Еврокомиссия по этому поводу не начинала разбирательств, предпочитая исправно разрешать продление "особого положения" на границах.

Останавливать всех темнокожих

Тот вариант решения проблемы, что сейчас предлагается Еврокомиссией и уже вызывает вопросы у правозащитников, предполагает отмену пограничного контроля (с сохранением прав его восстановить при тех самых чрезвычайных обстоятельствах) и замену пограничников совместными интернациональными полицейскими патрулями.

Они должны будут отлавливать по обе стороны границы между двумя странами Шенгенской зоны нелегальных мигрантов и тех "чужаков", что уже получили вид на жительство в одной из стран Евросоюза, но нарушая установленные правила, решили переселиться оттуда в более богатые и благодатные края.

Известно, например, что подавляющее большинство мигрантов, которые по квотам Евросоюза поселились в недавнем прошлом в странах Балтии, вскоре предпочли отправиться в путь, пытаясь достичь Германии и других государств с более щедрыми социальными гарантиями и высокими зарплатами.

По-человечески понять их нетрудно, но стремление "рыб, где глубже" не нравится тем самым государствам-"целям". Что, собственно, отчасти объясняет стремление некоторых из них вновь перекрыть границы.

Брюссель, как поясняли накануне начала саммита Евросоюза вице-президент Еврокомиссии Маргаритис Схинас и комиссар внутренних дел Илва Йоханссон, предлагает наделить полицию правом отправлять задержанных "переселенцев" обратно на ту "вторую родину", где их поселили по прибытии в Евросоюз. На языке брюссельской бюрократии это называется "пресечением вторичных перемещений".

"Если эта объединенная группа полиции найдет человека, они также могут отказать этому человеку во въезде без прохождения внутренних пограничных проверок", – говорила Йоханссон.

Эти идеи вызывают массу сомнений у правозащитников и журналистов, которые интересуются тем, по каким признакам полицейские будут выбирать, у кого при патрулировании близ границ проверять документы, а у кого – нет.

Вопрос явно провокационный, поскольку всем и так понятно, по каким именно критериям правоохранители станут определять подозрительных "типов". По расовым и этническим, по цвету кожи, что рано или поздно приведет к скандалам и судебным разбирательствам.

Так, применительно к малым странам Евросоюза, таким как республики Балтии или, скажем, Лихтенштейн, где от границ до любого из городов рукой подать, возложение на полицию миссии и права выявлять "вторичные переселения" будет означать, что полицейский патруль сможет (если захочет) остановить для проверки документов любого темнокожего прохожего. Что, мягко говоря, не соответствует принципам защиты прав человека.

Еврокомиссия уверяет, что этого можно избежать, но не поясняет, как именно она намерена "перенастроить" мысли полицейских.

Как отличить мигранта от "инструмента"?

Озвученные Брюсселем предложения, включая и то, что предусматривает наделение полицейских одной страны правом пересекать для патрулирования или преследования правонарушителей границу соседнего государства, стали частью проекта масштабного пересмотра Шенгенского пограничного кодекса.

Главные изменения планируется внести в правила, определяющие порядок процедур рассмотрения ходатайств беженцев о предоставлении убежища и правил обращения с самими мигрантами.

Государствам Евросоюза могут позволить менять все эти правила, если они столкнутся с так называемым злонамеренным использованием иммигрантов для достижения каких-либо целей. Именно в этом Брюссель обвиняет Белоруссию и собирается использовать этот прецедент для реформирования пограничного кодекса.

Ранее Еврокомиссия, невзирая на возмущение правозащитников, предложила на полгода позволить Польше, Литве и Латвии устанавливать собственные правила предоставления убежища. Срок регистрации прошения о предоставлении убежища предлагается продлить с нынешних трех-шести дней до четырех недель, решения о законности ходатайств – принимать прямо на границе, а тех, кому отказано, немедленно отправлять восвояси.

Теперь это временное "урезание" прав человека, которое крайне усложнит для мигрантов переселение в Евросоюз, может быть распространено на всю Шенгенскую зону.

Стоит отметить, как миграционный кризис на границах с Белоруссией, который, кстати, в некоторых европейских столицах отказываются считать кризисом, полагая преувеличенными масштабы проблемы, влияет на представления Брюсселя о "правильном" и "неправильном", как размывает его позиции в сфере прав человека.

В дни реального кризиса в 2015 и 2016 годах организованные интернациональные криминальные группировки с молчаливого согласия властей Турции, Ливии и других граничащих с югом Евросоюза стран переправили в ЕС более миллиона человек.

Беженцы прибывают на остров Лесбос, Греция, 2015 год
© AFP 2022 / IAKOVOS HATZISTAVROU
1 из 3
Беженцы прибывают на остров Лесбос, Греция, 2015 год
Местные жители помогаю беженцам выбраться на берег после крушения судна с мигрантами около острова Родос, Греция, 20 апреля 2015
© AFP 2022 / ARGIRIS MANTIKOS
2 из 3
Местные жители помогаю беженцам выбраться на берег после крушения судна с мигрантами около острова Родос, Греция, 20 апреля 2015
Мигранты на польско-белорусской границе
© AFP 2022 / MAXIM GUCHEK
3 из 3
Мигранты на польско-белорусской границе

То есть "инструментализация" мигрантов для получения прибыли и создания хаоса на границах совершенно бесспорна (каким бы глупым ни казался придуманный в этой связи Брюсселем термин).

Однако ни Италия, ни Греция, ни Мальта, на которых пришелся основной удар той волны, не требовали от Брюсселя немедленно внести изменения в Шенгенский пограничный кодекс и предоставить им право разворачивать иммигрантов обратно прямо на границе. А если и требовали, то он их не услышал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме