Неграждане Латвии: Брексит может помочь им выйти из тупика

Выборы в 13й Сейм Латвии

Андрей Солопенко

Тема: Русские Латвии

Чего жителям Латвии ждать от принятия Еврокомиссией защитного "пакета для нацменьшинств"? Почему инициативы об образовании на русском языке в республике не попадают в компентенцию ЕС? На эти и другие вопросы ответила депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок.

Еврокомиссия приняла к рассмотрению пакет законодательных предложений Minority Safepack, который должен будет помочь укрепить в ЕС позиции национальных меньшинств. Как это отразится на правах русскоязычных жителей Латвии? Насколько Брексит поможет решить вопрос неграждан? Об этом – в интервью депутата Европарламента от Латвии Татьяны Жданок Baltnews.

– Г-жа Жданок, известно, что инициатива Minority Safepack о защите нацменьшинств ЕС, для которой нужно было собрать миллион подписей по всему Евросоюзу, принята к рассмотрению Еврокомиссией. Под этой акцией подписались и многие граждане Латвии. Напомните, пожалуйста, о том, в чем был смысл данной процедуры.

– Да, еще семь лет назад Русский союз Латвии обсуждал этот вопрос: как можно использовать новый механизм под названием "гражданская инициатива" в решении актуальных для русских Латвии вопросов? Право граждан влиять на законодательство заложено в Лиссабонском договоре. Однако разработанный регламент сбора подписей оказался настолько громоздким и сложным, что ни одна из первых инициатив не увенчалась успехом.

Поэтому Европарламент выступил с предложением изменить данную процедуру. Он заставил Еврокомиссию создать свою платформу для сбора подписей. Это упростило техническую задачу. Но осталась проблема юридическая. Еврокомиссия стала отклонять заявки на сбор подписей, мотивируя это тем, что законодательные предложения не находятся в компетенции ЕС.

Поначалу это произошло и с Minority Safepack. Но инициаторы этого предложения – Федералистcкий союз европейских национальностей (FUEN) – решили обжаловать отказ в Суде справедливости ЕС в Люксембурге. Разбирательство длилось довольно долго. Три года назад FUEN выиграл суд. Однако если поначалу в этой инициативе было 11 пунктов, то для сбора подписей оказались утверждены девять. К сожалению, два пункта, связанные с общими принципами по защите прав меньшинств, были убраны. Сбор подписей начался в апреле 2017-го года и длился один год.

– Какова будет дальнейшая процедура по этому делу и почему до рассмотрения вопроса Еврокомиссия дошла только сейчас? Ведь подписи были собраны значительно раньше.

– Да, подавать подписи можно было весной прошлого года. Но в мае проходили выборы в Европарламент, а затем на полгода затянулось утверждение нового состава Еврокомиссии. Поэтому и было решено продлить срок подачи, чтобы чиновники не сняли с себя ответственность. Документы были поданы 10 января, и теперь уже новая Еврокомиссия начнет рассматривать нашу инициативу.

Татьяна Жданок
Татьяна Жданок

Перед этим должны пройти общественные слушания. Нам пришлось приложить большие усилия, чтобы право их организации дали именно Комитету по петициям Европарламента. Слушания состоятся в марте, и необходимо очень хорошо к ним подготовиться, пригласить высокопрофессиональных экспертов. От этого во многом зависит, каково потом будет решение Еврокомиссии. Надо добиться реальных положительных сдвигов в положении 50 миллионов жителей Евросоюза, относящихся к национальным меньшинствам.

– А что конкретно входит в эти законодательные предложения?

– Как я уже говорила, там девять позиций. Первая носит общий характер и говорит о принципах защиты и поощрения культурного и языкового разнообразия в Евросоюзе. Это требование, как известно, в Латвии не выполняется, причем непосредственно на конституционном уровне, в преамбуле к Сатверсме (Конституция – прим. Baltnews). Предлагается создать для продвижения этого требования специальную структуру на уровне ЕС – Центр языкового разнообразия.

Дальше речь идет о финансировании из фондов ЕС различных программ, предназначенных для национальных и языковых меньшинств. В частности, для поддержки регионов с компактным проживанием меньшинств. К сожалению, в Латвии такие регионы не выделены – у нас вся страна идет как один регион. Если в цели фонда будут включены программы, связанные с поощрением культурного и языкового разнообразия, в том числе с защитой малых лингвистических общин, то на эти деньги вполне могла бы претендовать Латгалия.

Одно из предложений – проведение всестороннего исследования о вкладе меньшинств в Европейское сообщество. Ведь не секрет, что в последнее время тематика этнических и лингвистических меньшинств в ЕС как-то отходит на второй план. Думаю, это исследование будет очень полезно, хотя бы для того, чтобы те, кто в Латвии все время кричит о принципе "одна страна – один язык", вспомнили, что сделали представители меньшинств для развития нашей страны.

В свою очередь, следующее предложение мне кажется одним из наиболее важных – обеспечение равных прав для лиц без гражданства. Есть и несколько совсем конкретных пунктов. Это единое европейское законодательство об авторском праве для получения услуг и вещания на родном языке. Это свобода предоставления услуг и приема аудиовизуального контента в регионах, населенных меньшинствами. Еще речь идет о разрешении регионам и странам предоставлять субсидии на культуру, СМИ и сохранение культурного наследия меньшинств.

Конечно, хорошо бы, если бы в "защитный пакет для меньшинств" вошли инициативы об обеспечении образования на родном языке. Но, к сожалению, тут – замкнутый круг.

Общих требований в сфере образования в Лиссабонском договоре нет, поэтому они и не попадают в компетенцию Евросоюза. А законодательства нет, так как многие страны, в том числе и Латвия, блокируют такие предложения на уровне Совета ЕС. Не хочет наша страна, чтобы Евросоюз вторгался в сферу образования, понимая, что тогда ей придется пересматривать не только многие законы, но и всю государственную политику.

– Чего тогда ожидать от этой инициативы именно русским Латвии?

– В Латвии практически не работает никакое европейское финансирование, связанное с программами для нацменьшинств. Хотя проекты, которые служат сохранению и развитию культуры нацменьшинств, необходимы. Должны выходить и полноценные телевизионные и радиопередачи, без постоянных попыток сокращения русского вещания. Нужна и поддержка прессы на русском языке. Я думаю, что все это станет первым следствием данной инициативы. Также не нужно забывать про Центр языкового разнообразия, где наверняка будет зафиксировано наличие такого разнообразия в Латвии и недопустимость его уничтожения.

Кроме того, "защитный пакет для меньшинств" требует прекратить дискриминацию неграждан. Интересно, что не так давно Европарламент принял ежегодный доклад о правах человека и демократии в мире и о политике Евросоюза в этой сфере. Правда, я не считаю этот доклад хорошо проработанным и полностью отражающим ситуацию. Некоторые важные проблемы прав человека в нем замалчиваются или игнорируются. Но тем не менее я проголосовала за документ в целом как раз из-за того, что в нем затронут вопрос о негражданах, причем не только за пределами, но и внутри ЕС.

Татьяна Жданок на международной дискуссии "70 лет Декларации прав человека - права для всех или для избранных?"
© Sputnik
Татьяна Жданок на международной дискуссии "70 лет Декларации прав человека - права для всех или для избранных?"

А именно, в параграфе 57-м сказано: "Европарламент призывает ЕС поддержать инициативу Агентства ООН по делам беженцев по прекращению безгражданства к 2024-му году внутри и за пределами ЕС". Ключевое слово тут: внутри ЕС. То есть под это требование подпадает и Латвия. Хочу отметить, что также за этот доклад, а, значит, и за этот параграф, голосовали Сандра Калниете, Инесе Вайдере и Иварс Иябс. Так что надо бы спросить у них, как они собираются решать проблему безгражданства в Латвии.

– Но ведь вопросы гражданства тоже входят в компетенцию стран?

– Да, это так. Хорошо бы, чтобы эта проблема решилась на уровне Латвии. Наши власти вполне могут официально просить Евросоюз приравнять в правах наших неграждан к гражданам во всех вопросах, входящих в европейскую компетенцию. Но, честно скажу, я не верю, что они на это пойдут.

В таком случае есть второй инструмент – европейское гражданство. Ситуация с Брекситом позволит нам актуализировать вопрос о негражданах. Сейчас возникла проблема прав граждан Великобритании в ЕС. Для них очень важно, если бы они остались гражданами ЕС. Ведь при выходе Великобритании из Евросоюза они общесоюзное гражданство потеряют. Получается, что у них отнимают гражданство ЕС, которое у них было, а это практически то же самое, что произошло и с нашими негражданами. То есть здесь мы видим полную аналогию. На слушаниях по Minority Safepack я обязательно подниму этот вопрос.

Я всегда говорила, что европейское гражданство не должно быть только производной от гражданства страны – члена Евросоюза. Но меня и моих единомышленников не слушали, и все наши доклады на эту тему проваливались. Однако сейчас до многих дошла абсурдность ситуации, когда британцы, работающие в структурах Евросоюза, остаются на своих местах, и получается, что люди без европейского гражданства будут европейскими чиновниками.

Раньше все предложения о европейском гражданстве поддерживались лишь левыми. политиками и не получали большинства. Но сейчас и либералы, и народники прониклись этой проблемой, и я думаю, что вопрос удастся сдвинуть с мертвой точки. В таком случае и неграждане Латвии тоже могут стать европейскими гражданами, тем самым получив определенные права, как, например, возможность голосовать на выборах в Европарламент и в органах местных самоуправлений.

Ссылки по теме