Дело Олега Бурака: общественность требует открыть материалы дела

Пикет у здания Видземского суда города Риги в поддержку Олега Бурака, 14 августа 2020
© Sputnik

Алла Березовская

Тема: Русские Латвии

В Риге у Памятника свободы прошла акция в защиту экс-полицейского Олега Бурака, обвиненного в шпионаже в пользу России и приговоренного к 15 годам лишения свободы. Апелляция по этому делу ждет рассмотрения в Рижском окружном суде.

Летом судья Видземского предместья Риги Зигмунд Дундурс вынес бывшему полицейскому Олегу Бураку, пожилому и больному человеку, 15 лет лишения свободы по обвинению в шпионаже. Столько суровый вердикт у многих вызвал недоумение.

Для 64-летнего Олега Бурака, страдающего целым букетом тяжелых заболеваний, этот тюремный срок фактически означает высшую меру наказания.

Митинг в поддержку осужденного на 15 лет Олега Бурака, Рига, 12 ноября 2020 года
© фото из личного архива Аллы Березовской
Митинг в поддержку осужденного на 15 лет Олега Бурака, Рига, 12 ноября 2020 года

Латвийская юстиция сделала все, чтобы невозможно было хоть что-то понять или узнать об этом загадочном "шпионском" процессе.

Было засекречено и дело, и любые попытки получить поясняющую информацию у участников процесса, который не просто был закрытым – даже вход в здание Видземского суда был перекрыт по причине карантина.

На протяжении двух лет, проведенных в Центральной рижской тюрьме, Олег Бурак настаивал на собственной невиновности, называя нелепыми измышлениями все выдвинутые против него обвинения.

Как следует из писем Бурака в редакции СМИ, он подвергался сильному давлению. Ему угрожали взяться за сына-инвалида. Бурак не дрогнул, и вскоре силовики пришли домой к его полупарализованному сыну Роману, чудесным образом "обнаружив" у него пакетик с "травкой". Сейчас и Роман Бурак находится под следствием.

Как неоднократно подчеркивала адвокат Бурака Имма Янсоне, в деле нет никаких реальных доказательств какой-либо шпионской деятельности ее подзащитного. Уйдя на пенсию в 2006 году, экс-полицейский по определению уже не мог иметь доступа к каким-либо секретным сведениям.

В деле вообще нет данных о том, кому и что конкретно передавал обвиняемый – ни фотографий, ни записей, ни прочих доказательств его шпионской деятельности.

По словам родных Бурака, все обвинение построено в основном на предположениях и измышлениях следователя.

И тем не менее ему дали 15 лет.

Ответа на вопрос, за что именно такой приговор, как раз и требовали участники акции у Памятника свободы. Среди собравшихся был и Роман Бурак. В беседе со мной (автор Алла Березовская – прим. Baltnews) пытался выглядеть бодрым, но в глазах его – боль и отчаяние.

"Безумно жалко отца, вообще не понимаю, как можно было так жестоко с ним обойтись. Два года его уже держат в невыносимых условиях, с каждым днем он чувствует себя все хуже и хуже", – сказал Роман.

Роман Бурак во время митинга в поддержку осужденного на 15 лет Олега Бурака, Рига, 12 ноября 2020
© фото из личного архива Аллы Березовской
Роман Бурак во время митинга в поддержку осужденного на 15 лет Олега Бурака, Рига, 12 ноября 2020

Как рассказала Расма Барбале, коллега и друг Олега Бурака, два раза в неделю он может звонить близким по телефону, разговор – не более трех минут. Сейчас он содержится в камере вместе с еще тремя подсудимыми, летом там было ужасно душно, он постоянно плохо чувствовал себя.

"За три минуты, да еще слышимость отвратительная, поговорить особо не получается. Морально Олег очень устал, но продолжает бороться. Сейчас ждем решения Окружного суда по апелляции. Но, откровенно говоря, в справедливый суд я уже не верю", – сокрушается Расма.

На плакатах у участников акции читаем: "Требуем опубликовать материалы по делу Олега Бурака", "Хотим знать, за что в Латвии дают 15 лет", "Требуем прозрачности", "Долой шпиономанию", "Российская угроза – миф".

Организатор мероприятия – лидер Русского союза Латвии (РСЛ), депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов.

Лидер партии Русский союз Латвии Мирослав Митрофанов во время митинга в поддержу осужденного на 15 лет Олега Бурака, Рига, 12 ноября 2020
© фото из личного архива Аллы Березовской
Лидер партии Русский союз Латвии Мирослав Митрофанов во время митинга в поддержу осужденного на 15 лет Олега Бурака, Рига, 12 ноября 2020

"Мы не случайно собрались сегодня именно у Памятника свободы. Мы хотим показать, что в свободной стране не должно быть людей, лишенных свободы по неизвестным причинам. Нам говорят, Олега Бурака осудили за шпионаж. Но что конкретно инкриминируют этому человеку – большой секрет", – сказал Мирослав.

"Общественность имеет право знать, за что обычного скромного пенсионера приговорили к 15 годам тюрьмы. У нас даже за двойное убийство столько не дают! Но раз уж человеку вынесли такой приговор, мы требуем от властей открыть материалы дела, а не заниматься шпиономанией", – заключил депутат.

По мнению Митрофанова, если бы в распоряжении прокуратуры или суда были веские доказательства вины Бурака в шпионаже, их бы давно уже предъявили обществу. Но когда доказательств нет, приходится напускать туман, прикрываясь пресловутой секретностью и государственной тайной.

"Зачем нашим властям это вдруг понадобилось? Как я понимаю, Латвия решила не отставать от Литвы и Эстонии, где пару лет назад тоже возбудили несколько громких "шпионских" уголовных дел. […] Сам Бурак считает, что ему отомстили за его борьбу с коррупцией в МВД, из-за чего в свое время он и был вынужден уйти на пенсию", – высказался Мирослав Митрофанов.

Я (автор Алла Березовская – прим. Baltnews) спросила Митрофанова, почему активисты Русского союза Латвии ведут борьбу за освобождение Бурака, ведь он даже не состоит в партии.

"Мы с ним лично даже не знакомы, я лишь видел его мельком в здании суда. Но если осудят невиновного человека при нашем молчаливом согласии, то следующей жертвой той же шпиономании может стать любой из нас", – ответил депутат.

"Многие наши товарищи тоже были объектами подобных неправомерных преследований со стороны властей. Поэтому мы прекрасно понимаем, что чувствует человек, попавший под каток государственных репрессий", – сказал Митрофанов.

"Да и как можно равнодушно смотреть, как страдает его сын? Рома на своей инвалидной коляске, передвигаясь с огромным трудом, приезжал к зданию суда, чтобы хоть мельком в окошке увидеть своего отца. И как можно было его не поддержать? Кем бы мы были после этого?" – заключил лидер РСЛ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме