Этот год начался с закрытия новостной редакции Первого Балтийского канала, а завершается решением Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ) выкорчевать все передачи на русском языке с общественного латвийского телевидения и радио.
Благодаря этому решению, более 40% населения страны будут лишены возможности получить информацию на родном языке из СМИ, чью работу они оплачивают своими налогами.
Наступление по всем фронтам
Нынешний год стал годом многочисленных поражений латвийских властей – в экономике, образовании, медицине. Но зато он стал годом колоссальных успехов в борьбе с прессой, доносящей информацию до людей на ненавистном властям русском языке.
Первая победа случилась в начале весны. Властям удалось добиться того, чтобы была закрыта самая популярная информационная передача на русском языке – "Латвийское время" на Первом Балтийском канале. Успешно соперничающая рейтингами с аналогичными передачами на латышском языке, она вызывала у конкурентов страшное раздражение.
Чтобы ликвидировать эту передачу, властям пришлось провернуть многоходовую сложную операцию. Владельца – латвийскую компанию Baltic Media Alliance – обложили штрафами, заморозили хозяйственную деятельность на время тотальных проверок, возбудили уголовное дело по подозрению в контактах с россиянином, находящимся под санкциями ЕС. В общем, фирме не дали работать.
Итогом стало то, что 20 марта Служба новостей Первого Балтийского канала попрощалась со зрителями. "В связи с непропорциональным экономическим давлением со стороны государственных и правоохранительных органов на компании холдинга", – прямо указали причину в Baltic Media Alliance.
О бедной Европе замолвите слово
Дальше зачистку информационного пространства от альтернативных источников информации продолжил лично президент Эгилс Левитс, который вышел с удивительной инициативой, – чтобы в пакетах телепрограмм, предлагаемых поставщиками телекоммуникационных услуг, 80% обязательно транслировались на языках ЕС.
Зачем? Левитс разъяснил: "Чтобы укрепить принадлежность Латвии к европейскому культурному пространству и способствовать интеграции ее жителей в общеевропейское информационное пространство".
А то ведь телезрители, лапти такие, сидят и смотрят фильмы и передачи на латышском и на русском языках. А надо, чтобы смотрели еще на немецком, французском, испанском, португальском, венгерском и всех прочих языках ЕС.
Ах, вот в чем задумка, – восхитился латвийский Сейм и дружно проголосовал за ее внедрение. Более того, парламентарии даже развили эту инициативу, включив в длинный перечень правильных языков еще два – норвежский и исландский. Потому что чутко прислушиваются и остро осознают потребности и запросы своего избирателя.
На самом деле цель президента и поддержавшего его Сейма совершенно ясны. Новые поправки радикально сократят число российских каналов в пакетах, поскольку места для них практически не останется.
Эти жизненно важные изменения были приняты 11 июня, когда жители Латвии еще только приходили в себя после схлынувшей первой волны коронавируса и подсчитывали убытки. Они вступят в силу 1 июля 2021 года.
Кто платит, тот и заказывает
В августе государством были предприняты меры, чтобы общественная пресса, и без того послушная и ласковая, еще энергичней выполняла команду "К ноге!".
Общественные СМИ – это стыдливый синоним государственных СМИ. Источники их финансирования: государственный бюджет и коммерческая реклама. Но нынешним летом государство внезапно решило: долой рекламу из общественных СМИ. Зависимость от рекламы может оказать влияние на редакционную политику, считают наверху.
Поэтому общественным СМИ, которые и так частично существовали на деньги налогоплательщиков, было решено дать еще денег налогоплательщиков: 8,3 миллиона евро. В качестве "недополученной прибыли" от отсутствия рекламы.
Родителями инициативы стали президент Левитс и Национальный совет по электронным СМИ. Именно они в ходе душевной встречи дружно пришли к выводу, что уход общественных СМИ с рекламного рынка сделает их кристально чистыми и объективно беспристрастными.
О том, что такой шаг превратит общественные СМИ полностью в "карманную прессу" власть предержащих, обе стороны, разумеется, вслух не высказали.
Но именно так это и работает: кто платит, тот заказывает музыку. Лишившись рекламы, общественные СМИ станут полностью зависимы от того, сколько денег выделят им власть предержащие.
Какая тут может быть беспристрастность, если тебя держат на поводке с помощью финансирования? Такие ручные СМИ для своего работодателя – правящей коалиции – и споют, что он закажет, и спляшут, как ему нравится. Оправдают любые его решения, опровергнут любые подозрения общественности. И в благодарных их глазах будут светиться только любовь и восторг.
Согнать в интернет резервацию
И вот теперь, в разгар осени, мы видим следующие шаги государства в отношении СМИ, На этот раз они направлены на полное изгнание русского языка из ТВ, радио и прессы, существующих на деньги налогоплательщиков.
Разумеется, репрессии в отношении русскоязычного зрителя/слушателя/читателя благопристойно именуются "реформами". Предполагают эти реформы следующее.
Имелась на общественном телеканале Latvijas Televīzija-7 русская редакция. Выпускала (и еще выпускает пока) передачи на русском языке. Но в скором будущем не станет больше ни этой редакции, ни этих передач. Их места займут латышские журналисты и продукция исключительно на госязыке.
То же самое относится к латвийскому радио. LR4, которое вещало преимущественно на русском языке (особой популярностью пользуется его передача "Домская площадь"), тоже должно будет в следующем году полностью перейти полностью на язык титульной нации. Именно так запланировано НСЭСМИ, утвердившим стратегию и задачи латвийских общественных СМИ на 2021 год.
Одна досада: время от времени с начальственных высот ЕС замечают вопиющую нетолерантность титульной нации Латвии по отношению к своим национальным меньшинствам.
В Западной Европе это считается жутко неприличным, поэтому ЕС удивляется и периодически Латвию за это критикует. Чтобы было чем ответить европейскому начальству, в НСЭСМИ придумали такой ход.
Все, что выходило раньше на общественном телевидении и радио по-русски, оттеснят на некую интернет-платформу. Она еще не создана и только запланирована на вторую половину 2021 года.
Совершенно неясно, что она будет собой представлять, но уже провозглашены ее благие цели: "обеспечить эффективную коммуникацию с местными нацменьшинствами и доступ местного содержания на языках нацменьшинств".
Возможно, туда попадут уволенные по сокращению журналисты из LTV-7 и LR4, а также с портала lsm.lv, где есть страничка на русском языке – потому что таких лояльных еще поди поищи. А возможно, и не попадут. Планов-то у власть имущих громадье, и они все время меняются.
Не меняется только курс на тотальное уничтожение русского языка в публичном пространстве. И на вытеснение русскоязычных из политической и общественной жизни страны.
Следуя этому курсу, Сейм Латвии, например, пытался запретить партиям проводить агитацию на любом языке, кроме латышского. Не прокатило, опять помешали нормы ЕС.
Но зато Сейму удалось принять поправки, запрещающие самоуправлениям и их учреждениям создавать и издавать свои СМИ.
Понятно, против чего это направлено: чтобы никогда не повторился успешный опыт столичного муниципалитета, много лет издававшего газету на латышском и русском языках.
Власть считает, что у людей, чей родной язык – русский, в Латвии не должно быть вообще никакого информационного ресурса. Чтобы ни один политик не мог до них достучаться. Чтобы они жили в информационном вакууме или полностью ассимилировались, приняв маргинализацию русского языка как свершившийся факт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.