Разрушение памятника павшим советским воинам в Екабпилсе – самая дерзкая выходка латышских национал-радикалов за последние годы.
Наглость зашкаливает
Зачистка "следов оккупации" в Латвии не прекращалась никогда, но обычно под нее старались подвести хоть какую-то минимальную правовую базу. Так, например, памятник морякам-подводникам в Болдерае был ликвидирован, потому что находился на частной территории. Типа – хозяин-барин, может на своей земле делать, что хочет. Ну и дополнительный довод: памятник "сам развалился", значит, никому не нужен.
Произошедшее в Екабпилсе – прямое нарушение закона. Во-первых, кража имущества: похищено артиллерийское орудие с постамента. Во-вторых, осквернение могилы. Ведь памятник в Екабпилсе – не только символический мемориал, это надгробие, под которым захоронены трое советских военнослужащих, погибших в августе 1944 года. Оба преступления, если они совершены группой лиц по предварительному сговору (а так оно, вероятно, и было), относятся к разряду "тяжких".
К слову, напомню имена тех, кто захоронен: гвардии генерал-майор артиллерии Сергей Куприянов, гвардии полковник Гавриил Шарикалов и гвардии полковник Сахабутдин Газеев.
Более того, разрушение памятника посягает на два международных договора, заключенных правительствами России и Латвии. Никто не расторгал ни Соглашение по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров РФ и членов их семей, проживающих на территории ЛР от 1994 года, ни Соглашение о статусе российских захоронений на территории ЛР от 2007 года, они по-прежнему сохраняют силу. Оба договора обязывают латвийские власти обеспечить сохранность именно таких мемориальных объектов как памятник в Екабпилсе.
На полицию Екабпилса надежды мало
По факту разрушения памятника возбуждены уголовные дела и в Латвии, и в России. Около года назад в России вступили в силу поправки к законодательству, которые позволяют российским правоохранительным органам преследовать в уголовном порядке вандалов, нанесших повреждения находящимся за пределами РФ воинским захоронениям и памятникам русской военной истории.
Вероятность того, что полиция Екабпилса задержит преступников, невелика. Моральную и политическую ответственность за акт вандализма взяли на себя руководители Национального объединения: в социальных сетях они беззастенчиво расхваливают исполнителей. Трудно представить, что провинциальные полицейские замахнутся на партию, входящую в правительство.
Видный активист Национального объединения, в прошлом глава самоуправления Крустпилсского края, а ныне бизнесмен-рыботорговец Гундарс Калве дал интервью порталу nra.lv, в котором по сути признал себя соучастником преступления. По крайней мере, все интервью изобилует такими намеками. Это тоже вряд ли добавит служебного рвения руководству полиции. Кто захочет конфликтовать с "лучшими людьми города", от которых зависит твоя карьера и достаток?
Деньги помогут развязать язык
Каковы возможности Следственного комитета России, возбудившего уголовное дело? Провести полноценное расследование на территории недружественного (мягко говоря) государства не получится. Можно, конечно, апеллировать к действующему договору между РФ и ЛР о правовой помощи. Но на практике такие договоры хорошо работают, когда есть встречное желание обеих сторон расследовать преступление. В нынешней политической ситуации рассчитывать на эффективное сотрудничество с латвийской полицией не приходится.
Между тем, для репутации России это дело чрезвычайной важности. Нельзя продемонстрировать беспомощность, нельзя спустить на тормозах наглое нарушение договоров, под которыми стоит подпись российского правительства. Если преступление не будет расследовано, следующим объектом атаки национал-вандалов неизбежно станет памятник Освободителям Риги.
Может быть, стоит прибегнуть к старинному и действенному способу поимки преступника?
Следственный комитет мог бы назначить приличное денежное вознаграждение за помощь в раскрытии преступления. В 2018 году МВД РФ получило такое право – в официальном порядке премировать тех, кто оказал существенную помощь в раскрытии преступления. Сумма – от 50 тысяч до 10 млн рублей. Не знаю, есть ли такие же возможности у Следственного комитета, но в любом случае, думаю, вопрос решаемый.
Зная, как устроена жизнь в небольших латвийских городках, можно не сомневаться, что десятки, если не сотни жителей Екабпилса уже в курсе, кто утащил пушку с памятника и где ее припрятал. Из интервью Калве очевидно, что человек он хвастливый и болтливый. Его прямо распирает от гордости, что он разрушил "памятник оккупантам", и ему хочется рассказать о своем подвиге всему свету.
Значит, кому-то уже рассказал, а те – еще кому-то, и так далее. Как говорил в известном культовом фильме партайгеноссе Мюллер, "что знают двое, то знает и свинья".
Думаю, 5-7 тысяч евро будет достаточно, чтобы у кого-то возникло желание их честно заработать. Возможно, такой человек найдется даже в кругу знакомых Калве. Это как раз тот случай, когда бабло побеждает зло.
Если виновные будут установлены, Россия сможет требовать их выдачи или задержания и предания суду на территории Латвии. И такое требование, основанное на свидетельских показаниях, будет сложно игнорировать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.