Русская община Латвии обречена. Или все-таки нет?

Митинг в защиту образования на русском языке, 5 октября 2019
© Sputnik

Эмиграция, ассимиляция, маргинализация – такое будущее некоторые эксперты предрекают русской общине Латвии. Настолько ли все безнадежно?

Ужесточение национальной политики по инициативе президента Латвии Эгилса Левитса и ряда других лиц в конечном итоге приведет к тому, что "количество русских жителей при помощи разных способов будет уменьшаться". Такой пессимистичный прогноз о будущем русскоязычной части населения дал латвийский юрист Алексей Димитров.

Димитров не исключил, что мечта националистов о возвращении к "латышской Латвии" вполне осуществима. В ответ на вопрос журналиста он указал, что по части сохранения русскости "практика показывает, что, по большому счету, это не получается, если нет общественных институтов, где ее необходимо использовать".

"Надо смотреть на вещи реально. Это, кстати, нередко помогает решать проблемы. Не стоит рассчитывать на защиту международных игроков. Никто не дает права людям, которые их не просят. Не просят – значит не нужны", – так Димитров оценивает перспективы возникновения силы, способной "встряхнуть русских жителей Латвии" и встать на защиту своих прав.

Проблему будущего русской общины Латвии Baltnews обсудил с депутатом Рижской думы от Русского союза Латвии (РСЛ), правозащитником Александром Кузьминым. Он видит будущее русских Латвии в более оптимистичном свете, чем Димитров.

"Думаю, что это худший вариант. В этом интервью был описан самый мрачный из реалистичных сценариев. Некоторые предпосылки, конечно, для такого развития есть", – сказал он.

"Это сокращение численности и доли русского и русскоязычного населения в Латвии. Об этом можно судить по данным переписи и опросам. И двигатель этого процесса с одной стороны – эмиграция, которая затрагивает все население Латвии – и латышское, и русскоязычное. Второе – это сужение русскоязычного культурного пространства. В первую очередь это открытие или перевод на латышский язык школ, детских садов, ограниченный доступ к СМИ из России. При том, что в Латвии использование русского языка в электронных СМИ ограничивается законом, а в печатных СМИ в принципе объем сокращается", – пояснил депутат.

По словам Кузьмина, есть шанс на более благоприятный вариант развития событий, чем спрогнозировал Димитров. На то есть несколько причин. Первая – консолидация русскоязычного меньшинства на небольшой территории латвийского государства.

"С одной стороны, наша численность (русскоязычных в Латвии – прим. Baltnews) довольна велика по меркам других общин в Европе. Скажем, сейчас русскоязычное население составляет примерно 600–650 тысяч, примерно 35% – русскоязычные. Это много в абсолютных числах, если сравнить со шведами в Финляндии, например, их там около 300 тысяч. Мы сконцентрированы на сравнительно небольшой территории. Благодаря плотности у нас больше шансов сохранить свою культуру и самобытность, чем в рассеянии, утрачивается русский язык у потомков русской эмиграции в большой Франции или Германии, где их абсолютное число, конечно, большое, но мало консолидации, и они рассеяны на большой территории", – пояснил он.

Второе, что может поспособствовать сохранению русской общины, – это надежды на усиление общего цифрового пространства, указал Кузьмин. Наблюдаются и положительные тенденции в общественной и политической активности русских Латвии.

"Интернет и поддержание связей по всему русскому миру. Кроме того, сейчас активность русскоязычного населения в Латвии становится больше, чем в последние годы, когда русская община действительно возлагала надежды на то, чтобы приспособиться к власти и не бросать ей вызова, идти на поиски согласия. Примиренческое движение приведет к успеху, полагали все", – поделился Кузьмин. Но, увы, такая политика и стремление к гармонии не привели к успеху – скорее, наоборот, добавил он.

"К сожалению, политическая элита Латвии не приняла и, наоборот, начала ужесточать с 2017 года политику в области языка, образования и СМИ, и теперь, соответственно, идет реакция, люди несколько откатились от модели поведения 2010-х годов, видной на выборах, поддержка партии "Согласие" с соответствующей позиции. Сейчас пока неясно, какой вариант будет новым для русской общины и для ее поведения", – отметил Кузьмин.

Выбор нового пути во многом определит, какое будущее ждет русских Латвии. Кузьмин указал, что сейчас наблюдается разделение. Одни русские уже сделали свой выбор, другим это еще только предстоит. Одно ясно точно – необходим выбор в пользу объединения, а не разобщения.

"Одни пошли за РСЛ, но большая часть просто отказалась от старой позиции – соглашательства. Не пришли в 2020 году (на внеочередные выборы в Рижскую думу – прим. Baltnews). Сейчас вопрос, найдут ли они новую дорогу, но если найдут, то это решится на ближайших выборах 2021 года, 2022 года и 2024 года", – указал он.

Грядущие муниципальные выборы продемонстрируют не столько расстановку сил, сколько реакцию избирателей на ужесточение политики властей. Многие по инерции придерживаются старых моделей поведения, поэтому партия "Согласие" все еще будет представлена в городских думах, но теперь она там будет не одна, будут и другие, заключил Кузьмин.

Ссылки по теме