Директор Института европейских исследований Александр Гапоненко 5 апреля принял участие в дискуссии круглого стола о нарушениях прав россиян и соотечественников за рубежом. Он напомнил, за что русских журналистов притесняют не только в Прибалтике, но и во всей Европе.
"Правовые институты и процедуры на территории балтийский стран не действуют. Могу судить и по своим двум процессам, которые я веду уже в течение пяти лет. Прошел все инстанции. Ни в одной из них не было принято решение, исходя из фактов и законов, но было принято решение, исходя из политического заказа", – сказа он.
Гапоненко подчеркнул, что в настоящее время он осужден по двум процессам за то, что писал антифашистские книги, выступал на антифашистских семинарах, заседаниях ОБСЕ. В материалах дела это выведено в качестве его "преступной деятельности".
Он напомнил, что в Прибалтике присутствует огромное количество людей, которые находятся под уголовным преследованием:
"В Литве – Альгирдас Палецкис, Алексей Грейчус, которые осуждены за правозащитную деятельность: за то, что организовывали Бессмертный полк, писали книги, в которых проводили демократическую линию. В Эстонии в тюрьме более года находится Сергей Середенко, с которым я писал статьи по антифашистской тематике. Ему предъявлены абсурдные обвинения, в которых, в частности, звучит выступление на российских телевизионных каналах, написание статьи для Минюста России, которые были расценены как шпионская деятельность. Он помогал квалифицировать и идентифицировать, что такое нацизм".
В Латвии на полтора года осужден Юрий Алексеев, выступавший с демократических, антифашистских позиций. Сейчас идет второй этап его судебного разбирательства. На днях он должен получить решение во второй инстанции.
"Около дюжины русских журналистов находятся под судом. Им тоже грозит тюремное заключение, в частности, за сотрудничество с РИА Новости и другими информационными компаниями. Это известные журналисты. Они не писали ничего против Латвии, они писали правду. В Прибалтике и Европе говорить и писать правду больше нельзя, потому что это преступление. Это теперь разжигание этнической розни или содействие "агрессору", который тоже наказывается в головном порядке", – добавил Гапоненко.
По его словам, демократические, правовые процедуры в Европе и балтийских странах больше не действуют. Он обращался в ЕСПЧ:
"Я обращался туда, но Латвия сказала: мы не будем выполнять то, что решили. Мне должны были заплатить небольшую компенсацию за то, что отправили в тюрьму без всякого основания. Вернее, за то, что я похвалил антифашисткий фильм польского режиссера Войцеха Смажовского "Волынь". За это отсидел четыре месяца в предварительном тюремном заключении. Я выиграл этот суд в ЕСПЧ, но Латвия отказалась платить".
Гапоненко напомнил, что в российской Госдуме обсуждается вопрос о том, как необходимо облегчить возврат русских обратно на Родину из тех стран, в которые они уехали.
"В Прибалтике мы никуда не уехали. Это Родина уехала от нас в 1991 году. Мы живем на своей земле. Мы хотим, чтобы здесь соблюдались наши права, мы за это боремся. В сложившихся условиях это становится невозможным. Больше демократия на территории Прибалтики не действует", – сказал правозащитник.
В некоторых случаях, полагает Гапоненко, нужно идти на те меры, которые принимаются на Украине: обмен заключенными. Очень многие, те, кто находятся в тюрьме или в суде, готовы на то, чтобы их обменяли, чтобы по отношению к ним не проводили пыток и не держали годами без суда в тюрьме без всякого на то основания. Поэтому их надо спасать.
"В целом я не считаю, что это целесообразно – выводить, вывозить из Прибалтики русских, оставляя территорию для тех, кто специально устраивает такие общественные порядки, которые вытесняют их из Латвии", – резюмировал Гапоненко.