Пандемия коронавируса спровоцировала падение спроса на энергоресурсы на мировом рынке, в том числе на газ. В этой сфере страдают как производители, так и поставщики. Так, по данным последнего отчета Международного валютного фонда, странам Евросоюза грозит сокращение ВВП в среднем на 7,5%.
В условиях пандемии коронавируса многие страны были вынуждены ввести в государстве ограничительные меры и закрыть внутренние и внешние границы. В результате остановлена работа целых отраслей, потребление упало до рекордно малых величин, а Европа оказалась, по сути, разделенной на национальные государства, в рамках которых правительства самостоятельно принимают решение по дальнейшему развитию экономики. В текущих условиях политика изоляционизма оказалась популярнее, чем стремление к глобализации. Эти наметившиеся тенденции не могут не повлиять и на энергетический рынок.
"Нынешняя ситуация является одной из самых сложных для мировой и европейской экономик, а также отдельных секторов, включая газовую отрасль. Она затрагивает всех игроков рынка (от производителей до потребителей), а ее конечный эффект пока неизвестен… Вполне возможно, что она также кардинально изменит основы рынка и правила игры", – говорится в материале польского Центра восточных исследований (OSW).
Тем не менее есть и те, кто выиграет от этой ситуации. По мнению аналитиков польского Центра восточных исследований (OSW), проект "Северный поток–2" может получить поддержку.
Пандемия коронавируса запустила центробежные силы в Евросоюзе. Ситуация на газовом рынке подталкивает европейские правительства к усилению национальных экономик и защиты своих границ. Рекордно низкие цены на газ в условиях падения спроса – проблема для компаний-поставщиков, но не для потребителей – низкие цены на газ позволяют правительствам запустить механизм протекционизма. Аналитики пришли к выводу, что текущий период благоприятен для российского газового проекта.
"Эта ситуация может сослужить хорошую службу для "Северного потока–2", поскольку некоторые европейские страны, столкнувшиеся с кризисом, захотят поддержать национальные рынки путем введения барьеров для либерализации единого энергорынка ЕС", – сообщают аналитики.
"Северный поток–2" – почти реализованный проект, который обеспечит Евросоюз газом и, что важно, дешево и быстро. После коронавирусного кризиса эти два фактора будут играть решающую роль. Следовательно, "Северный поток–2" и СПГ-терминалы могут ожидать притока инвестиций. Долгосрочные проекты без очевидной выгоды в данных условиях исключены из-за слабости экономик стран еврозоны.
Аналитики отмечают, что примером такого не выгодно проекта станет, например, EastMed, который должен соединить месторождения в Восточном Средиземноморье с Грецией и далее с Италией.
"На его строительстве особенно настаивают США, видя в нем прямого конкурента "Турецкому потоку". Между тем строительство EastMed еще толком даже не началось", – говорится в документе.
Что касается переоценки ценностей, то очевидно, что переход на "зеленую" энергию, получаемую из возобновляемых ресурсов, придется отложить. "Коронакризис" повлияет на смену экологического курса, так как сейчас все средства придется направить на восстановление пострадавшей экономики. Использование дешевого, но не экологически нейтрального газа может на годы отодвинуть планы дорогостоящих вложений в достижение экологической нейтральности.