"Северный поток–2" все-таки может оспорить ограничения Евросоюза

Строительство газопровода "Северный поток-2" в Германии
© Sputnik / Дмитрий Лельчук

ЕС фактически сам связывает себя юридически, однако выяснилось, что оператор газопровода может оспаривать поправки к Газовой директиве.

Оператор "Северного потока–2" может оспаривать поправки к Газовой директиве, которые ограничивают его и сам газопровод. Такое заключение опубликовал генеральный прокурор европейского Суда справедливости Михал Бобек. Кроме того, проект оказался единственным, который попал под новые правила. Об этом пишет портал EADaily.

Заключение генпрокурора сделано по поводу отказа Общего суда ЕС рассматривать иск оператора "Северного потока–2" с требованием отменить поправки в Газовую директиву, которые ограничивают проект.

Ранее суд постановил, что сам по себе европейский закон не может быть направлен именно против "Северного потока–2", и его нельзя оспаривать в принципе.

Генпрокурор не согласен с такой позицией. По его мнению, судьи допустили ошибки и должны отменить свое решение.

"Генпрокурор считает, что суду следует установить, что внесение изменений в Газовую директиву не только имеет прямое, но и непосредственное отношение к Nord Stream 2 AG. Фактически поправки коснулись только газопровода "Северный поток–2", строительство которого не только началось, но и достигло очень продвинутой стадии к моменту принятия правового акта. В этой связи генеральный прокурор подчеркивает, что в отличие от сопоставимых прошлых и будущих проектов "Северный поток–2" не может получить выгоду от каких-либо отступлений или исключений из положений Газовой директивы, что ставит его в уникальное положение. В свете вышеизложенного генеральный прокурор заключает, что Nord Stream 2 AG имеет право оспорить поправку к директиве", – говорится в заключении генерального прокурора европейского Суда справедливости.

Судьи приступают к рассмотрению дела, сообщается в документе. Заключение генпрокурора не является обязательным для суда, однако чаще всего оно имеет решающее значение.

"Заключение генерального прокурора – это еще не приговор. И это не меняет ключевого момента: Nord Stream 2 AG по-прежнему обязан соблюдать существующий закон, даже если он имеет право подать на них в суд", – написал в Twitter глава комитета по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента и экс-премьер-министр Польши Ежи Бузек. Он выступает против проекта.

Политолог Алексей Анпилогов в разговоре с Baltnews напомнил, что Еврокомиссия по европейскому законодательству является исполнительным органом, который принимает директивы, обязательные к исполнению в Евросоюзе, и "Газпром" на территории ЕС подчиняется правилам Еврокомиссии.

"Главное, что сейчас действует на повышение цен, – это, безусловно, те ограничения, которые последовательно накладывались на "Газпром" в рамках Третьего энергопакета ЕС. Это достаточно сложное и комплексное антимонопольное законодательство, и оно ограничивает естественные монополии, в частности, "Газпром".

Ограничивает достаточно специфическим образом, пытаясь создать конкуренцию повсюду, в том числе в вопросе добычи, транспортировки и продажи природного газа. Широко обсуждаемые ограничения для "Северного потока–2" – это как раз результат действия Третьего энергопакета ЕС. Там есть положение, по которому транзитеры газа не должны быть теми же самыми компаниями, которые добывают газ. Если они все-таки связаны юридически, то 50% мощности газопровода должны резервироваться под газ третьих компаний", – пояснил эксперт.

В этом случае законодательство ЕС вступает в противоречие с российским, по которому "Газпром" является единственным экспортером из Российской Федерации на текущий момент, напомнил политолог.

ЕС, по сути дела, запрещает эти 50%, и таким образом создается искусственный дефицит на европейском газовом рынке.

"Северный поток–2" рассчитан на 55 млрд куб. м газа, из них 27 фактически исключаются, хотя они могли бы помогать ЕС в решении топливного кризиса.

Ссылки по теме