Олег Буров: появление в столице Латвии ночного мэра было бы последней глупостью

Олег Буров, лидер списка от партии "Честь служить Риге" на выборах в Рижскую думу
© Sputnik

Влада Вуттман

Депутат Рижской думы, бывший градоначальник столицы Латвии Олег Буров объяснил, почему создание должности ночного мэра – провальная затея, и какие проблемы вместо этого стоило бы решить.

Комитет по вопросам безопасности, порядка и предотвращения коррупции Рижской думы во вторник, 21 сентября, предложил учредить новый пост – должность ночного мэра Риги.

По замыслу автора идеи – депутата Лаймы Гейкиной от фракции "За!"/"Прогрессивные" – градоначальник должен был бы способствовать развитию латвийской столицы в темное время суток – формировать ночную экономику, улучшать освещение и движение транспорта, бороться с преступностью, употреблением наркотиков и проституцией.

Однако идея Гейкиной потерпела крах. Вместо этого превращением Риги в город ночных развлечений займутся некоммерческие организации и частный сектор.

О том, насколько должность ночного мэра была бы уместной в столице Латвии, как проявила себя нынешняя коалиция в деле благоустройства города, и какие вопросы ей следовало бы обсуждать, рассказал в беседе с Baltnews бывший мэр Риги и депутат Рижской думы Олег Буров.

– Г-н Буров, как вы отнеслись к идее создания должности ночного мэра Риги?

– Я надеюсь, что это было просто сравнение, больше лирическое отступление, потому что, естественно, надо говорить про ночную жизнь и то, как выглядит город и что происходит в нем в вечернее время и ночью. В первую очередь – говорить с точки зрения безопасности.

С точки зрения комфорта жителей – про шум и про то, как город выглядит. Об этом нужно говорить, об этом нужно дискутировать, от этого зависят как многие административные акты, которые издает рижское самоуправление, так и законодательство.

Это вопрос безопасности, чтобы нам, рижанам, можно было идти вечером спокойно и свободно не только по центру города, но и по окраинам. Это вопрос и видеонаблюдения, и камер, которые в темное время тоже могут видеть и снимать. Вопрос декоративного освещения зданий, уличного освещения.

Лично я об этом много говорил, и меня к декоративному освещению зданий сподвиг Ираклион, где происходит праздник света, и Санкт-Петербург, где мы в свое время, больше десяти лет назад, были в командировке. Я встречался с руководством Ленсвета, и мы говорили о том, что надо сделать. После этого мы вышли на такую инициативу, что город берет на себя освещение зданий, даже если в них находятся госструктуры.

Например, Латвийский национальный художественный музей, Национальный театр, Театр русской драмы (Рижский русский театр им. М. Чехова – прим. Baltnews), которые являются не только госструктурой, но и городскими зданиями. Их расходы берет на себя Рижская дума по примеру того, что происходило в Санкт-Петербурге.

Латвийский Национальный художественный музей.
BaltNews.lv
1 из 3
Латвийский Национальный художественный музей.
Площадь Ливов, Рижский русский театр имени Михаила Чехова
© Sputnik
2 из 3
Площадь Ливов, Рижский русский театр имени Михаила Чехова
Рижский Национальный театр
© Sputnik / Игорь Зарембо
3 из 3
Рижский Национальный театр

Но для этого не нужен никакой ночной мэр, никакой ночной начальник, здесь это абсолютно не нужно. Это выглядит смешно. Поэтому фраза "хотели, как лучше, а получилось как всегда" тут имеет место. Вместо того, чтобы говорить об этой проблеме серьезно, все скатилось к эмоциональному обсуждению. Этим они дискуссию, серьезный разговор просто похоронили.

– Может ли эта идея быть попыткой Комитета по безопасности, порядку и коррупции оправдать свое существование?

– Нет, не думаю, учитывая то, что всю дискуссию инициировала депутат оппозиции, она не специализируется на этом. Зачастую существующая оппозиция выкладывает такие [идеи], посидели, поговорили, а сухой остаток, КПД­ – как у паровоза, 5-7%. Все уходит на разговоры. Это такой пиар-ход: ночной мэр – вот он, конкурент дневному мэру, но говорит это депутат от оппозиции.

– В презентации идеи для членов Комитета в качестве примера приведен Нью-Йорк. Насколько уместно ориентироваться на американский мегаполис?

– Они говорили и про Амстердам, и про Гронинген. Мне трудно говорить, я в Нью-Йорке не был, не берусь судить.

– Смог бы ночной мэр повлиять на поведение иностранных гостей и их сомнительные развлечения у Памятника свободы? 

– Это все изменилось, появилось видеонаблюдение. Я вообще не хочу серьезно обсуждать ночного мэра. Это очень низкий уровень, это планка дешевого пиара – просто развлечь народ, привлечь к себе внимание. Это не решение вопроса. Насколько его решения будут указом полиции, барам, ресторанам? Что будет делать в это время нынешний мэр? Спать тихим сном? Это детский сад.

Ригу не надо сравнивать с такими мегаполисами ­­– Москвой, Лос-Анджелесом, Токио, Нью-Йорком. Надо сравнивать с чем-то более соразмерным по численности и размеру с Ригой. Вместо того, чтобы говорить о проблеме, обмениваться опытом, мы обсуждаем ночного мэра. Жаль.

– Как вы думаете, почему идея учредить должность ночного мэра появилась именно сейчас?

– Возникновение такой должности было бы последней глупостью. Такой координатор ночной жизни просто не нужен. Нужно, чтобы просто все службы работали четко. У того, кто отвечает за безопасность, должно быть хорошее сотрудничество с муниципальной полицией, нужно обеспечивать финансирование, которого не хватает. Естественно – обеспечивать им более высокие зарплаты, думать о том, чтобы люди были мотивированы.

Мы можем сколько угодно говорить про ночного мэра, но у нас очень много свободных вакансий на работников полиции самоуправления, а именно полиции надо ходить [следить за безопасностью]. У нас нет такой ситуации, что у нас центр города – в видеокамерах, и это не те камеры, которые видят в темноте.

Если город будет достаточно освещен, если будет достаточно видеокамер, то тут не нужен мэр или какой-то человек. Не нужен никакой координатор с часу до трех часов дня, "утренний мэр", "ночной мэр" – нужна просто четкая работа всех служб круглосуточно, 24 часа в сутки.

Мы видим, что эта коалиция, которая работает год, отличается такими временными решениями. Пока, за год [она проявила себя] столбиками, которые неожиданно появились в центре города и в других районах, которые в большей мере не помогали, а мешали и вызывали смех и анекдоты у рижан.

Коалиция отличилась количеством зеленых насаждений, но это временно, и они были в кадках. Такими дешевыми решениями для столицы европейского государства, вот в этих горшках пластмассовых, которые вряд ли доживут до следующего года. Это выглядело так, мягко выражаясь, сомнительно. Каждый входит в историю, как может. Всем же хочется войти в историю.

– Какой, на ваш взгляд, должно быть сотрудничество Латвии и России?

– Сейчас, конечно, не лучшие отношения между нашими двумя государствами. В этом смысле очень важно на самом деле не потерять эти контакты. Обрубить все можно, а потом создавать эти отношения – непросто.

Я был мэром, но до этого работал с пятью или шестью председателями думы, которые были довольно "национальных" взглядов – из партии "Отечеству и свободе". Все мэры признавали отношения на региональном уровне с Россией, российскими городами. У нас были хорошие отношения – и надеюсь, будут – с Санкт-Петербургом. С Москвой, как со столицей, отношения были всегда, но Санкт-Петербург – культурная столица, он ближе к нам.

Культурные программы были каждый год: дни Санкт-Петербурга в Риге или дни Риги в Санкт-Петербурге. Я понимаю, что пандемия изменила этот порядок жизни, но тем не менее, например, в прошлом году не прошла Золотая маска, и сейчас мы видим, что все билеты проданы на "Золотую маску", на те же представления Театра наций, на "Горбачева". Спектакль о [первом президенте СССР Михаиле] Горбачеве показывает наше отношение на культурном уровне.

В это же самое время нашему мэру [Мартиньшу Стакису] запрещен въезд в Россию, и он все cделал для того, чтобы добиться этого – так же, как и в Белоруссию. У нас всегда с Минском были теплые дружеские отношения, и я сейчас не собираюсь анализировать, кто в этом виноват, но нам важно [сотрудничество] на уровне самоуправлений, вот таких человеческих отношений.

Сейчас есть санкции, и об экономике нам говорить трудно. Но на уровне социальных, культурных программ – это было очень хорошо, но увы, когда мэр города невъездной в эту страну, о чем говорить. Это будет первый мэр, который не будет приветствовать открытие "Золотой маски" в Риге.

Уровень непрофессионализма, уровень политизации, то, что существующая коалиция не работает на всех рижан, – это видно. В любой стране – будь твоя фамилия Стакис или Собянин – ты должен работать на всех жителей города. Об этом говорит фраза, что мэр – отец города. Мэр должен быть выше всех политических вещей, поскольку это не политическая, а хозяйственная должность.

Увы, сейчас эти акценты смещены.

Ссылки по теме