Латгальский фатализм: боятся ли жители латвийского приграничья войны с Россией?

Лудза, Латгалия

Виктор Петровский

Люди, проживающие возле российско-латвийской границы, имеют свой взгляд на геополитическую ситуацию в регионе.

Пока Россия, США и НАТО выясняют между собой отношения на глобальном уровне, жители латвийских городов и деревень, расположенных вблизи российской границы, продолжают жить своей обычной жизнью. О возможной войне здесь никто не говорит, а политикам не верят в принципе – ни местным, ни иностранным.

4 км до границы

Карсава – небольшой латгальский городок в 4 км от границы с Россией. Сразу за ним идет дорога, вдоль которой стоят вышки – латвийская с одной стороны, российская с другой. Две страны здесь как бы соприкасаются физически, но между ними целый геополитический разлом.

Граница – это ведь явление многогранное. Не просто линия на карте. Здесь смешалось все: политика, психология и даже экономика. Латвийско-российская граница – это внешний рубеж НАТО и Евросоюза. Учитывая то, насколько сложны отношения между Россией и Североатлантическим альянсом, важность этой условной линии сложно переоценить.

Местные жители, впрочем, на геополитику смотрят философски. Да и живут они в своеобразном информационном пространстве. Здесь, в приграничье, российские телеканалы ловятся лучше, чем латвийские. А местным мобильным операторам приходится конкурировать с российскими.

– Не боитесь войны? – спрашиваю я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) у жителя Карсавы, который мирно сидит на остановке. На вид ему лет 50. Одет скромно, но опрятно.

– С кем? – не понимает он.

– С Россией. Сейчас же все об этом говорят.

– Да ладно?

– Ну Путин, Байден, НАТО, Украина, – перечисляю самые повторяемые слова и фамилии в СМИ за последние дни.

Местный житель пожимает плечами: "Если честно, я особо не слежу за всем этим. Телевизора у меня нет, да и что я могу изменить? Надеюсь, что обойдется".

Местные жители, с которыми я встречался, как-то очень спокойны.

– О политике в Риге говорят, а нам то что до этого? Сюда редко кто приезжает, – рассказала женщина лет 60, с которой я познакомился во время прогулки по городу.

В отличие от первого собеседника она хорошо осведомлена о непростой геополитической обстановке в регионе.

– Ну, конечно, я слышала. Россия – вон она. Меньше 4 километров от нас. Раньше можно было спокойно туда ездить, сейчас из-за пандемии все осложнилось. Никто не хочет войны. Это же взаимное уничтожение. Надеюсь, что они там наверху как-то договорятся и не начнут стрелять. Меня лично больше цены на коммунальные услуги волнуют, это реальная проблема.

1,5 км до границы

Карсава – это все-таки город, в котором проживает почти две тысячи человек. В поселке же Балтинава, который расположен еще ближе к российско-латвийской границе, людей меньше, всего около 400 жителей. Встретить кого-то на улице уже большая удача.

Молодой парень в пуховике не сразу согласился на разговор со мной.

– Я не знаю что сказать, – вежливо ответил он на мой вопрос, следит ли он за геополитической ситуацией. И потом добавил. – До границы где-то полтора километра, но влияния России тут нет. Да и Риги тоже. Здесь вообще своя автономная жизнь. Мы как на острове.

В маленьких приграничных городах и селах почти не остается молодежи. Дети подрастают и уезжают в большие города. Кто в Даугавпилс и Резекне, кто в Ригу, а кто сразу на Запад. Но есть и энтузиасты, которые приезжают сюда – в глубинку – из разных стран Европы. Местные рассказывают про англичан, немцев и россиян, которые выбрали Латгалию и очень довольны переездом.

Это, конечно, отдельные истории, но что меня поразило в путешествии по Латгальскому региону – это какое-то невероятное спокойствие. Никакой суеты и попытки обогнать время – да, здесь живут небогато, но в этом аскетичном образе жизни чувствуется какая-то гармония и, конечно, фатализм.

Наверное, такие экскурсии нужно прописывать в качестве психотерапии жителям больших городов, которые постоянно жалуются на нехватку времени и панические атаки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме