Как выживут нынешней зимой латвийские пенсионеры? Многократно обманутые правительством (самый свежий обман случился только буквально в мае), они боятся об этом даже думать.
Их и без того нищенские пенсии обесцениваются по причине инфляции с каждым месяцем, и эксперты прогнозируют, что в декабре счета за жилье и отопление не смогут оплатить 300 000 стариков. Что станется с этими людьми? Ответа власти не дают.
Подачка к выборам
Только что, в прошедшем мае, латвийские пенсионеры должны были получить денежное пособие, которое компенсировало бы им резкий рост цен на продукты и медикаменты. Так – торжественно и публично – пообещал им премьер-министр Кришьянис Кариньш в своем ежегодном обращении к Сейму.
Но обращение было в марте, и Кариньш о своих словах уже забыл.
Вот аквариумная золотая рыбка хранит в памяти события до трех месяцев. А у латвийского премьера, выходит, память короче. Зато он схож с другой аквариумной рыбкой – радужницей (Melanotaenia duboulayi), которая тоже сразу все забывает, однако способна до 11 месяцев помнить жизненно важную для себя информацию – путь, которым можно удрать от опасности. Так и Кариньш весь нынешний год держит в уме главное для выживания: на 1 октября назначены выборы в парламент.
А потому на днях возглавляемый им кабмин протолкнул поправку в Закон о пенсиях, которая позволит в этом году проиндексировать пенсии на месяц раньше – не с 1-го октября, как прежде, а с 1-го сентября. Причина – вовсе не забота о стариках, как кричит коалиция на всех углах, а циничный расчет. Кариньш надеется, что пенсионеры (а это значительная часть избирателей в стремительно стареющей Латвии), получив подачку прямо накануне выборов, в порыве благодарности помогут ему удержаться у власти.
Но как же майский обман с компенсациями? Неужели пенсионеры его простят? Да, убежден Кариньш. Для этого руководимое им правительство сейчас старательно (и, как оно думает, незаметно) запихивает ногой под стол старые невыполненные обещания и одновременно выкладывает на полированную столешницу кучу новых. Они чудесны – глаза разбегаются.
Но прежде, чем мы их рассмотрим и потрогаем руками, давайте сначала оценим: что представляет собой сегодня один из самых уязвимых и незащищенных социальных слоев – латвийские пенсионеры.
Меняю носки на масло
Согласно последним данным (на март 2022 года), в Латвии насчитывается 434 040 человек, получающих государственную пенсию по старости. В январе их было на 2,5 тысячи больше, но, к большому облегчению Минблагосостояния, они ушли в мир иной не без партнерской помощи Минздрава, чья неудовлетворительная работа уже стала притчей во языцех.
На что же живут 434 тысячи стариков? По официальной статистике, средний размер пенсии составляет 434,44 евро в месяц. Но это так же отражает ситуацию, как средняя температура по больнице. Ведь среди получателей пенсий имеются 4692 человека, чья пенсия составляет менее 20 (!) евро в месяц. И 4219 человек, чья пенсия значительно превышает 1,5 тысячи евро в месяц (размер самой большой ежемесячной пенсии составляет около 16 тысяч евро). Согласитесь, как ни складывай их пенсии, как ни дели, чтобы вывести средний показатель, у получателей 20 евро в месяц дела лучше не станут.
А вот еще правда о "средней пенсии". 9,5% пожилых людей (то есть почти каждый десятый) получают в месяц менее 200 евро. Еще 13 % получают пенсию от 200 до 300 евро. Ну, а самая распространенная пенсия в Латвии – это от 340 до 350 евро в месяц.
Как она распределялась прежде? Прошедшей зимой за коммунальные услуги для однокомнатной квартиры приходилось выкладывать до 150 евро. Остальные деньги делились между продуктами и лекарствами (которые в Латвии стали запредельно дороги), с постоянной прикидкой, что важнее. В итоге старики еле-еле сводили концы с концами, питаясь самым дешевым и экономя на каждой мелочи.
В начале мая соцсети облетел пост пенсионерки Вии из Засулаукса (район в Риге): "Меняю носки на подсолнечное масло". Женщина жаловалась, что получает 180 евро пенсии в месяц, на которые прожить невозможно, и просила отозваться тех, кто мог бы оплатить продуктами связанные ею носки. Готовые помочь, конечно, объявились. Но сколько таких пенсионерок и пенсионеров в Латвии, кто молча влачит свое нищенское существование и стесняется просить?!
Да и как может изменить ситуацию разовая помощь добрых людей? Особенно сегодня, когда все стремительно дорожает, когда власти предупреждают, что 150 евро в "однушке" в месяц будут стоить не коммунальные услуги целиком, а одно только отопление. А ведь плата за газ, электричество, воду тоже возросла многократно.
Тут ведь сразу две проблемы: денег у стариков не только катастрофически мало, они еще и со страшной скоростью обесцениваются. Как заявил оппозиционный депутат парламента Андрей Клементьев: "Только в мае каждый пенсионер из-за инфляции уже потерял 80 евро". И еще из его речи: "Эксперты прогнозируют, что в декабре счета за жилье и отопление не смогут оплатить 300 000 пенсионеров".
И некуда, как было принято прежде, писать: "Как жить, дорогая редакция?". Ибо дорогая редакция вместе со всей страной падает в ту же финансовую пропасть.
Наобещать с три короба
Но зато чего в изобилии у парламента и правительства, так это обещаний. Точнее – прекраснодушных мечтаний в стиле Манилова: а вот хорошо бы…
"А вот хорошо бы, – предлагает бывший министр благосостояния Рамона Петровича, а также десять оппозиционных депутатов, – ввести базовую пенсию. Чтобы она дополняла индивидуальную пенсию каждого, доводя общую сумму до приемлемого уровня".
"А вот хорошо бы, – соревнуется со своей предшественницей в прекраснодушии нынешний министр благосостояния Гатис Эглитис, – восстановить надбавки к пенсиям, которые выплачивались за каждый год службы в советский период (и до 1996 года), но были ликвидированы десять лет назад".
"А вот хорошо бы, – предлагают другие чиновники Минблага, – выплачивать пособие в размере 200 евро один раз в год тем, чья пенсия ниже порога дохода малообеспеченных лиц (составляет в настоящее время 436 евро)".
"А вот хорошо бы, – подхватывают третьи чиновники Минблага, – раз в год в декабре выплачивать некую 13-ю пенсию в размере разницы между назначенной пенсионеру и потолком в 500 евро".
"А вот хорошо бы, – размахивают новой инициативой оппозиционные депутаты, – со следующего года, если инфляция превысит 5% в год, проводить индексацию не один раз в год, а дважды, 1-го апреля и 1-го октября".
"А вот хорошо бы вам всем помолчать в тряпочку", – думает про себя премьер-министр Кариньш. И вслух произносит внушительно для прессы: "Поддержка государства жителям в следующем отопительном сезоне больше не будет такой широкой, как в завершившемся отопительном сезоне".
И народ-таки умолкает в шоке. Ведь если прошлой зимой, когда многие едва не разорились от счетов, оказывается, была "широкая поддержка", то что нас ждет при "узкой поддержке"? Когда на пороге бедности стоит четвертая часть всех латвийцев.
К счастью, в такие тревожные минуты на помощь народу Латвии всегда приходит ее говорливый президент. "Лучше нигде в мире нет, везде цена на энергию будет выше", – сообщил Эгилс Левитс.
На самом деле, народ прекрасно знает места, где дела обстоят лучше. Далеко по миру ходить не надо: это в Латвии, в президентском дворце и в Сейме. Господа Левитс, Кариньш, его министры и депутаты ежегодно заботятся о том, чтобы их собственные счета их не шокировали. Для чего исправно и регулярно повышают себе зарплаты, надбавки, премии и пособия. На круг выходит столько, что эти люди могут себе позволить отказаться от проклятого российского газа с молекулами тоталитаризма и прикуривать от ассигнаций.
А вот на поддержку пенсионеров уже не хватает. Равно как и на поддержку инвалидов (пенсия 236 евро в месяц) и тех, кто потерял кормильца (пенсия 246 евро в месяц). Разве это не понятно?
Однако коалиция с большим удовольствием готова и дальше выслушивать, а также сама высказывать различные прекраснодушные планы. Ведь, как известно, мечтать не вредно, вредно – не мечтать.
Старики с возу...
И под конец еще немного скучных цифр. По данным Центрального статистического управления, еще два года назад, в 2020-м, более половины пенсионеров – 50,9% – находились в группе риска бедности. А ведь тогда цены на "коммуналку" были ниже.
Поэтому Объединение пожилых людей Латвии (Latvijas Senioru kopienu apvienība) уже заявило, что без значительной господдержки большинство пенсионеров в следующем отопительном сезоне просто не смогут свои счета оплатить.
Что станется с этими людьми? Министерство благосостояния от ответа уклоняется. Зато всегда есть что сказать его надежному партнеру Минздраву. Согласно отчетам, в течение 19-ти лет (с января 2001 по январь 2020) пенсионеры умирали в среднем по 3,6 тысяч человек в год. А в последние два года число умерших пенсионеров удвоилось: по 6374 человек в год. Только COVID это не объяснить (общее число жертв COVID в Латвии за два года – 5823 человека разного возраста).
Что же стало причиной так называемой избыточной смертности латвийских пенсионеров? Что стало вдвое чаще сводить их в могилу? За объяснением далеко ходить не надо. Латвийские старики стали много хуже жить, чаще недоедать, больше стрессовать, реже покупать себе нужные лекарства и не прибегать к медицинской помощи, которая им не по средствам.
Так что коалиция знает, о чем говорит, когда планирует сужать господдержку. Старикам тут не место – их лозунг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.