Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"

Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор"
© Sputnik / Евгений Одиноков

Тема: Острые углы истории

Сто лет назад был подписан Рижский мирный договор. О значении этого события рассказал директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне. Соглашение определяло условия территориального и хозяйственного размежевания Польши, Советской России, Украины и Белоруссии как бывших частей Российской империи.

В разговоре с Baltnews научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал о значении этого события. По его словам, март 1921 года, когда был заключен Рижский мир, можно назвать водоразделом в отношениях Советской России и Польши.

"Рижский мир закончил польско-советскую войну. Я специально говорю: не советско-польскую, а польско-советскую, поскольку именно Польша напала тогда на советскую Россию в 1920 году. Хотя боевые действия Польши против советской России начались еще раньше – в 1919 году. В 1920 году Польша захватила и Минск, и Киев. Как мыслил диктатор Польши [Юзеф] Пилсудский, захватить хотели и всю Украину, и всю Белоруссию. Даже Пилсудский мечтал дойти до Москвы", – отметил историк.

"Было контрнаступление красных, потом было контрнаступление поляков. По итогам польско-советской войны Польша оккупировала территории Западной Украины, Западной Белоруссии и части Литвы. Причем часть Литвы вместе с городом Вильно (нынешний Вильнюс). А расстояние от Минска до польско-советской границы было всего около 40 км", – добавил он.

"Возвращение к феодальному режиму"

Мягков рассказал, что Польша с молчаливого согласия Антанты на территориях Западной Украины, Западной Белоруссии, части Литвы, где проживали украинцы, белорусы, евреи и литовцы, начала устанавливать жесткий режим, который можно сравнить только с оккупацией:

"Туда переселялись помещики, польская шляхта, бывшие военнослужащие, офицеры польской армии и получали большие участки земли – до 45 гектаров. <...> Естественно, за счет белорусских, украинских, литовских крестьян".

"Вот эти осадники выполняли и полицейскую функцию. То есть следили за порядком, наказывали, если это необходимо. То есть фактически это было возвращение к феодальному режиму, только с новыми техническими гаджетами", – пояснил историк.

По словам Мягкова, Польша эксплуатировала эту систему и вела жесткую политику полонизации этих территорий: "Не только оккупация, но и экономическое разграбление, ополячивание, которое заключалось в запрете любого делопроизводства на украинском, белорусском языках, постоянное сокращение, а потом и полное уничтожение, например, в западной Белоруссии национальных школ, где обучались на белорусском и украинском языках".

Также проводилась экспансия католической религии, закрывались православные храмы, насаждалось католичество, богослужение на польском языке, ограбление церквей.

"Украинцы, белорусы, евреи были людьми второго сорта. То есть шла политика ополячивания, но, с другой стороны, для Польши это было экономически как колония", – подчеркнул историк.

Концлагерь в Березе-Картузской

В качестве еще одного примера жестокости он рассказал про то, что в Белостокском воеводстве в районе города Береза-Картузская был организован концентрационный лагерь, через который с 1934 до 1939 год прошло не менее 10 тысяч человек. По некоторым сведениям, сотни из них там погибли от жестокого обращения, избиения.

"Людей там заставляли ползать по каменному полу, который обливали водой, бегать через строй палок. Людей заставляли убирать помои и туалет руками. Избивали, не кормили. От болезней, от избиений многие просто-напросто погибали. Кто там был? Это белорусские, прежде всего, крестьяне, интеллигенция, частично украинская, еврейская", – рассказал Мягков.

"Концлагеря и оккупационный режим нацистского толка был поляками применен в отношении вот этих территорий, как у них называли "восточные кресы" – Западная Белоруссия, Западная Украина, еще даже раньше, чем Гитлер стал принимать решение в отношении еврейского населения, раньше, чем он развернул холокост. Это абсолютный факт", – подчеркнул он.

Красной армии были благодарны

По словам историка, неслучайно, что в 1939 году, когда 17 сентября Красная армия перешла границу Польши и освободила Западную Украину, Западную Белоруссию, люди встречали ее c цветами. В подтверждение этому сохранились фотографии и кинохроника.

"Даже такой пример: образование в Белоруссии достигло самой низшей точки. Оно даже упало по сравнению с дореволюционным. Белоруссия 50% – это Западная Белоруссия под Польшей, а примерно 50% – это СССР. Восток Белоруссии в девять раз экономически – промышленное производство, сельское хозяйство – превышал экономический потенциал Западной Белоруссии", – пояснил он.

Потому жители этих территорий, ущемленные этим режимом, с благодарностью принимали освобождение Красной армией. Несмотря на то, что в Советском Союзе проводилась политика коллективизации и индустриализации, заметил Мягков.

"Просто они избавились от такого национального гнета. Национального, политического, экономического и религиозного, который был даже в какой-то мере хуже, чем в XVII веке, когда Богдан Хмельницкий поднял восстание запорожского казачьего войска против как раз тоже социального, экономического и религиозного гнета Речи Посполитой", – указал историк.

"Эта ситуация определялась во многом Рижским миром, после которого Польша захватила эти территории. Но ошибки и справедливость были восстановлены как раз 17 сентября 1939 года, иначе бы эти территории попали бы под оккупацию немцев. И геноцид народа со стороны гитлеровцев начался бы там намного раньше, чем на самом деле произошло. То есть многие люди смогли сохранить свою жизнь. Я имею в виду еврейское население. Тех, кто потом эвакуировался вглубь Советского Союза благодаря вот этому решению, благодаря вступлению Красной армии", – заключил Мягков.

Ссылки по теме