Саммита с Россией не будет, но Старая Европа не собирается сжигать мосты

Флаг Европейского Союза на фоне Спасской башни Кремля в Москве
© AFP 2022 / MLADEN ANTONOV

Илья Круглей

Слишком уж важным торговым партнером для Старого Света остается Рооссия. Руководство и бизнес Германии и Франции хотят, чтобы товарооборот с РФ начал увеличиваться, поскольку без рынка сбыта на востоке Евросоюзу будет крайне трудно восстановиться после коронакризиса.

Саммит ЕС – Россия, о котором говорили главы западноевропейских стран в конце июня, все же не состоялся. По крайней мере, его не будут проводить в ближайшее время. На первый взгляд, в этом событии нет ничего интересного. Но стоит взглянуть на одну лишь деталь – и сразу возникает множество вопросов.

В конце июня канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что необходимо провести встречу с президентом России Владимиром Путиным. Ее практически сразу же поддержал президент Франции Эммануэль Макрон. Казалось бы, лидеры Германии и Франции в Евросоюзе играют "первую скрипку" во внутренней и внешней политике ЕС. Их мнение должно быть практически руководством к действию для остальных членов ЕС – по крайней мере, тех, кто получает от Брюсселя дотации.

Однако руководство восточноевропейских стран при поддержке премьер-министра Нидерландов Марка Рютте пошло наперекор Парижу и Берлину. Польша, страны Балтии и еще несколько государств резко выступили против саммита ЕС – Россия и встречи с Путиным. Что удивительно, Германия и Франция в итоге пошли им навстречу и отменили встречу с лидером РФ.

С руководством Нидерландов Париж и Берлин еще как-то должны считаться. Все-таки Амстердам выделяет (а не просит как Прибалтика) довольно серьезные суммы в бюджет ЕС. Но почему вдруг важным в Западной Европе стало мнение Прибалтики и Польши? Неужели в Евросоюзе теперь работает принцип "если навалиться кучей, то можно и ядро переубедить"?

Большая игра мелких диверсантов

Надо признать, что какими бы могущественными в экономическом плане ни были Германия и Франция, и им в силу особенностей наднациональных структур ЕС приходится иногда считаться с позицией "периферии". Более подробно об этом в беседе с Baltnews рассказал политолог, публицист Владимир Корнилов.

Обозреватель МИА "Россия сегодня", публицист Владимир Корнилов
© Sputnik / Нина Зотина
Обозреватель МИА "Россия сегодня", публицист Владимир Корнилов

"Такова структура Евросоюза. Любая страна имеет возможность заблокировать важные решения, чем пользовались уже и не самые значительные страны. Именно поэтому руководство ЕС при поддержке Берлина уже несколько лет пытается продавить отказ от консенсуса при принятии решений", – заявил он.

"Что же касается предложения по саммиту ЕС – Россия, то надо понимать, что русофобская политика целого ряда стран Евросоюза на долгие годы станет препятствием для любого сближения. Поэтому рассчитывать на него сейчас не имеет смысла, необходимо работать в двустороннем формате, как Россия делает это с Германией, Францией и рядом других стран Европы", – добавил эксперт.

Надо признать, руководство балтийских и других восточноевропейских стран уже не первый раз оспаривает внутри- и внешнеполитический курс Евросоюза, который пытаются задать Берлин и Париж.

К примеру, правительства Латвии, Эстонии и Литвы в 2020 году призвали ЕС увеличить контингент НАТО в Старом Свете. Это было сделано на фоне решения тогдашнего главы США Дональда Трампа о сокращении численности американских войск на территории ФРГ. Как мы видим, численность солдат Североатлантического альянса в Европе с того времени де-факто не сократилась, а на востоке ЕС даже продолжает увеличиваться.

Руководство балтийских стран последовательно выполняет роль проводника интересов США в Европе, причем именно тех политиков в Вашингтоне, которые являются сторонниками глобализма (как правило, это в подавляющем большинстве демократы).

Картинка становится более четкой. В действующем американском истеблишменте не хотят, чтобы Западная Европа уходила из-под влияния США, которое глава Белого дома Джо Байден пытается восстановить. Вашингтону не выгодно, чтобы ЕС налаживал прямой диалог с Россией без оглядки на позицию руководства Соединенных Штатов.

Балтийские страны, Польша и ряд других восточноевропейских государств всегда были более лояльны к США, чем к Германии или Франции. Неудивительно, что в итоге политики Латвии, Эстонии, Литвы и другой "периферии" ЕС решили саботировать саммит с Россией.

Кстати, учитывая последние действия и заявления правительства Великобритании, можно сказать, что Лондон сегодня тоже не хотел бы проведения саммита Россия – ЕС. Руководству "туманного Альбиона" после Брексита нужна Европа ослабленная и лишенная контактов с важными торговыми партнерами вроде РФ. Только в таких условиях Лондон может попытаться "выбить" из ЕС лучшие условия для торговли и правил перемещения товаров через границу.

Значит ли это, что из-за Восточной Европы – "проводника интересов англосаксонского мира" – у стран вроде Германии и Франции вообще нет шансов на диалог с Россией?

Ирония в том, что Меркель и Макрон, скорее всего, даже хотели, чтобы саммит РФ – ЕС саботировали, ведь это может открыть перед ними возможность более тесного контакта с Москвой, без посредников.

Черный ход "для своих"

Безусловно, лидеры Франции, Германии и других европейских держав вынуждены мириться с общим консенсусом в ЕС. "Франция в течение последних двух лет призывала к такой дискуссии. Я бы хотел, чтобы мы смогли в условиях европейской координации и единства Европы вести требовательный и масштабный диалог с Россией", – заявил Макрон еще в конце июня.

Но при этом никто пока не может запретить отдельным странам Старого Света налаживать и восстанавливать связи с РФ напрямую, без посредничества Брюсселя. Не будет встречи руководителей по принципу Евросоюз – Россия – отлично, тогда можно организовать мероприятия в рамках Германия – Россия или Франция – Россия. Макрон, кстати, уже в конце июня этого года заявил, что его такой формат вполне устроит: "Мне не нужен саммит ЕС, чтобы встретиться с Путиным".

Для западноевропейских стран такой диалог без посредников будет намного полезнее, чем мероприятия, где половина участников станет тратить время на лекции о правах человека и отталкивать собеседника оголтелой русофобией, не позволяя при этом обсуждать реальные экономические вопросы.

Торговля с оговорками

Франции, Германии, Италии и ряду других стран нужно срочно искать рынок сбыта для своих товаров с добавленной стоимостью, причем не только в тяжелой, но и в легкой промышленности. Это касается даже сельского хозяйства и пищевой промышленности. COVID-19 не позволяет европейским производителям встать с колен. Российский рынок мог бы это исправить, но он уже привык жить в условиях санкций.

Программа импортозамещения (пусть и с некоторыми оговорками) в РФ де-факто позволила местным производителям заполнить образовавшийся вакуум от нехватки европейских товаров. Разумеется, эти компании в России не захотят пускать на рынок чужаков, чтобы не уступать им место. Да и бюджет страны стал получать от местных предприятий больше налогов, а значит, Германии, Франции и другим придется предлагать Москве что-то очень значимое, чтобы их компании пустили в страну в том же объеме, как это было до 2014-го.

Правда, проблема в том, что предложить как раз пока нечего. Но делать это надо, ведь экономические показатели в Европе сами по себе расти не станут. Бизнесу нужно движение, новые контракты, планы по производству и гарантии сбыта.

Вот несколько цифр, чтобы было понятно, насколько снизилось взаимодействие западноевропейских компаний с российским рынком за последние годы. Торговый оборот между РФ и Германией в 2013 году составил 74,9 млрд долларов. В случае с Францией – 22,2 млрд долларов. В 2020 году, когда к санкциям добавился еще и коронавирус, товарооборот России с Германией составил лишь 41,9 млрд долларов, а с Францией – 12,7 млрд.

Понятно, что Европа может вместо возвращения к более тесному экономическому сотрудничеству с Москвой больше сфокусироваться, скажем, на Китае. К слову, сама РФ это и делает, увеличив товарооборот с КНР c 89,2 млрд долларов в 2013 году до 103,9 млрд долларов в 2020-м.

Но так уж вышло, что логистическое плечо хоть до Юго-Восточной Азии, хоть до Латинской Америки для Евросоюза выходит дороже, чем торговые маршруты в Россию, да и рынок этот для Старого Света все же более привычный.

"Романтика" международных отношений

Но, несмотря на это, надо признать, что в настоящее время международные отношения подвергнуты крайней степени идеализации. Как считает политолог Андрей Тихонов, не стоит быть слишком оптимистичным в перспективе делового диалога России с Францией и Германией.

"Эти страны реально могут назло отморозить себе уши. Россия с самого начала нулевых пытается апеллировать к экономическим интересам ведущих европейских стран. Как видим, потребности европейцев в российских природных ресурсах не помешали ни санкциям, ни препятствиям в строительстве "Северного потока–2". Вполне вероятно, что европейцы будут выторговывать у России для себя условия, не предлагая взамен ничего по-настоящему серьезного", – уверен политолог.

Если руководства Германии и Франции действительно выберут такой сценарий, то и восстановление торговли будет соответствующим, то есть крайне незначительным. Крупные агрохолдинги и промышленность в РФ не позволят просто так вытолкнуть себя со своего же рынка.

В итоге Западной Европе придется делать выбор: либо отодвинуть на второй план идеологию и начать в отдельном порядке восстанавливать диалог с РФ. Либо не делать этого и смириться с финансовыми трудностями, которые будут нарастать как снежный ком.

Впрочем, конфликт мнений Германии и Франции с одной стороны и восточноевропейских стран – с другой (включая балтийские государства) все равно будет только усиливаться.

Больше экономических проблем в ЕС – меньше дотаций для "периферии", которая из-за этого будет проявлять еще меньше лояльности к "ядру" Евросоюза.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме