Желания – начало поступков. Настроения стран Восточной Европы становятся опасными

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Анастасия Филиппова

Брюссельские бюрократы боятся желания некоторых стран-членов ЕС поставить национальное право над общеевропейским, и опасения их не напрасны.

Проверки Евросоюза на крепость за последние пару лет участились – пандемия коронавируса, экономический кризис, дефицит вакцин, разгулявшиеся "правые".

На горизонте появилась еще одна проблема – маленькие, но очень "значимые" восточноевропейские "бунтари" раскачивают лодку, подрывая основы европейского единства. Польша и Венгрия. Две страны, которые позволяют себе выступать против верховенства общеевропейского права над национальным.

Брюссель строго смотрит в их сторону и грозит пальцем, обещая кару за самоуправство и неподобающее поведение, но сделать ничего не может. Или все-таки может?

Ранее еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс в разговоре с Financial Times прямо заявил, что если ЕС не приструнит страны, не в меру разошедшиеся по части подачи исков в конституционные суды и оспаривающие верховенство европейского над национальным, то дурному примеру последуют все, что может разрушить ЕС.

Европейские бунтари

Рейндерс не желает застать развал Евросоюза, поэтому пообещал бороться с попытками поставить национальное право над общеевропейским. Огонька в скандал с верховенством права добавляет то, что идею подали не Польша и Венгрия – а, как ни странно, Германия. По крайне мере так считает еврокомиссар.

По его словам, Варшава смогла использовать "кейс" Германии, чтобы сформировать свое собственное мнение о том, что польская конституция и Конституционный суд стоят выше европейского законодательства и решений Европейского суда.

Что касается Германии – в 2020 году немецкий Конституционный суд постановил, что пакет стимулирующих мер Европейского центрального банка (ЕЦБ) не отвечает федеральным законам Германии. В начале июля Брюссель дал Берлину два месяца на то, чтобы вернуть судебную систему в подчинение общеевропейской.

Конечно, Германия, будучи локомотивом и основным спонсором Евросоюза, может себе позволить чуть больше, чем страны Восточной Европы. Но ЕС номинально устроен по принципу равенства, поэтому формально немецкому примеру могут последовать и другие. 

Самые большие опасения, безусловно, вызывают Венгрия и Польша. Поэтому сразу после возбуждения дела в отношении Германии брюссельские бюрократы принялись за них. Рейндерс направил письмо властям страны с призывом отозвать иск к Конституционному суду, в котором содержится просьба проверить на соответствие законодательства Польши ряд пунктов общеевропейских положений. Решение польского КС по иску ожидается 13 июля, поэтому Брюссель спешит высказать свое недовольство польским властям.

Венгрия же находится в фокусе внимания ЕС еще с 2018 года. Тогда европарламентарии решили судить ее по статье 7 Договора о ЕС, которая предусматривает лишение права голоса в союзе. В начале июня текущего года ЕС признал за ЕП право возбудить дисциплинарную процедуру в отношении Венгрии за нарушение ею принципов правового государства. Словом, претензий к ней накопилось более чем достаточно. Брюссель насчитал двенадцать прецедентов, начиная от коррупции и заканчивая правами меньшинств.

В свою очередь министр юстиции Венгрии Юдит Варга в ответ на давление Брюсселя заявила, что страна готова обсуждать вопросы по части верховенства права, но любые попытки преследования будут автоматически расценены как "политически мотивированная охота на ведьм".

Попытки оспорить верховенство общеевропейского права были предприняты и во Франции, когда национальное правительство обратилось в высший орган административной юстиции – Государственный совет – с просьбой отменить октябрьское постановление Европейского суда о том, что сбор и хранение данных службами безопасности не соответствует европейскому законодательству.

Госсовет тогда отклонил предложение французского правительства, но вынес такое решение, которое все же позволяет Франции хранить данные граждан, правда, с некоторыми ограничениями.

Мнения экспертов

Руководство Евросоюза очень обеспокоено вызовами верховенству права ЕС, которые исходят не только от Польши и Венгрии, но и от стран "Cтарой Европы" – Германии и Франции. Рейндерс сказал, что, когда он приступил к работе в сфере правосудия, он не осознавал, насколько важно защищать фундаментальные принципы права ЕС.

Взгляд еврокомиссара на ситуацию несколько пессимистичен, полагает директор Института русско-польского сотрудничества Дмитрий Буневич. По его словам, Евросоюзу развал не угрожает, но проблема с верховенством права есть, и особенно остро она стоит в самых молодых странах ЕС.

"Я бы не преувеличивал риски развала Евросоюза, хотя мы часто слышим эти утверждения от экспертов о том, что от ЕС осталось немного, что он распадется и так далее и так далее. Но пока это не подтверждается. Другое дело, что действительно есть такая серьезная фундаментальная проблема ЕС – вопрос наднационального права и вопрос национального суверенитета", – заявил Буневич в разговоре с Baltnews.

Он добавил, что западноевропейские государства в целом принимают тот факт, что национальный суверенитет будет размываться и все больше полномочий будет уходить на общеевропейский уровень, – в отличие от восточных европейцев, для которых это очень болезненный вопрос. Именно они активно продвигают тему главенства национального права, пытаясь таким образом защитить свои ценности.

"На сегодняшний день есть два "европейских скандалиста" – Венгрия и Польша. Последнее, что сделали венгры, – приняли закон об ограничении пропаганды ЛГБТ. В Польше – очень жесткое абортное законодательство. Есть давление по поводу контроля государства над СМИ и вопросы к судебной системе", – отметил Буневич.

В ответ на демарши маленьких, но гордых европейских стран восточной части брюссельские чиновники начинают усиливать давление и на Будапешт, и на Варшаву. Однако ни с одной, ни с другой стороны каких-либо решительных действий предпринято, скорее всего, не будет. Венгрия и Польша из ЕС точно не выйдут, но громкие заявления раздаваться не перестанут.

"Надо понимать, что все это – элементы торга. Ни Польша, ни Венгрия выходить из ЕС не собираются. Другое дело, что они будут постоянно друг другу угрожать. Могут быть запущены процедуры внутри европейских санкций. Но это совсем не означает выхода из ЕС. Скорее всего, в долгосрочной перспективе Венгрии и Польше придется пойти на какие-то уступки, но с сохранением какой-то видимости своего успеха, как это было с распределением средств из европейских фондов в прошлом году", – указал Буневич.

Однако не все эксперты считают так же. В разговоре с Baltnews немецкий политолог Александр Рар отметил, что сейчас становится все более популярной идея главенства национального права над общеевропейским. Правда, в ЕС предпочитают транслировать противоположное мнение. Однако факт остается фактом.

"Очень много государств подумывают над тем, чтобы вернуть это верховенство национального законодательства над брюссельским. Я думаю, что тенденция будет продолжаться, и ничто и никто венгров и поляков не остановит. Их пытались дисциплинировать денежным вопросом, когда речь шла о распределении средств на борьбу с пандемией. Венгрии и Польше пригрозили, что они получат деньги, когда признают суверенитет Брюсселя в правовых вопросах и согласятся с правом Брюсселя санкционировать, если эти правила нарушаются", – пояснил Рар.

Закончилось все будто бы достижением некоего консенсуса. Но на деле поляки и венгры "показали Брюсселю кукиш", отметил Рар.

"Брюссель отказался от санкционного давления на ближайшие два года. То есть механизмы санкционирования есть, а на практике они вводится не будут. Не могут. В Брюсселе опасаются, что таким образом все может пойти к развалу ЕС", – подчеркнул Рар, напомнив, что Великобритания вышла из ЕС в том числе и потому, что не желала свое национальное право ставить ниже европейского.

Латвийский политолог Михаил Родин сказал Baltnews, что не видит ничего удивительного в поведении Польши. Он считает, что Варшава пытается играть в самостоятельные игры на европейском поле. Тем же занимаются и страны Балтии. Однако эти игры до добра не доведут. В перспективе страны Балтии и Польша могут остаться "у разбитого корыта", потому что не они диктуют правила поведения.

"Польша и страны Балтии пытаются представить себя хотя бы какими-то игроками на европейском поле, но это детские игры. Выглядят эти попытки не раздражающе, а даже смешно. В ЕС никогда не было партнерства. Германия брала на себя львиную долю в финансировании евробюджета и справедливо ожидает, что "новички" – прибалты и Польша – будут действовать в соответствии с ее ожиданиями и требованиями", – указал политолог.

Поскольку будущее ЕС весьма "оптимистично развально", Родин считает, что в будущем могут возникнуть сильные союзы между странами. Например, Германия и Франция точно найдут общий язык. Остальные же, в частности Польша, которая всегда требовала колоссальных вливаний в экономику страны, могут остаться ни с чем. 

Что касается верховенства права – большая часть документов из общей бумажной массы нормативов, законов и всего прочего носит ярко выраженный рекомендательный характер. Законодательство поставлено на очень низкую планку производства общеполитических продуктов и правовых продуктов, подчеркнул политолог.

"По сути у нас [в Евросоюзе] не 27, а всего несколько стран проводят собственные внешнюю и внутреннюю политику на уровне принятия решений национальным парламентом. А осуществление европейских пожеланий и мероприятий топится во внутренней бюрократии и до конечного потребителя так и не доходит", – пояснил он.

Можно бесконечно говорить о верховенстве общеевропейского права, но на деле всегда остается примат национальных интересов и национального законодательства, отметил Родин. Никакие призывы к общему знаменателю в ЕС априори невозможны, поскольку существует массив абсолютно расходящихся устремлений и интересов у каждой страны.

Не столь важно, развалится Евросоюз или нет, – важнее дальнейшая форма его существования. Очевидно, грядут перемены, но вот вопрос – какие? 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме