Антироссийские санкции и введенный Украиной запрет на экспорт зерна, растительного масла и иных продуктовых товаров поставили Евросоюз в тяжелое положение. Которое заставляет его пересматривать политику продуктовой безопасности. Европейская пищевая промышленность лишилась почти половины поступлений пшеницы и масла, что обещает взрывной рост цен на многие товары.
И никакого выхода из ситуации, обещающего хотя бы некоторое смягчение продовольственного кризиса, у стран альянса нет. Призывы ряда брюссельских политиков ввести еще более жесткие рестрикции против России встречают все меньше понимания в европейских столицах, столкнувшихся с резким ростом цен на продукты питания, вызванным прекращением поставок восточными соседями.
Представитель Латвии в Еврокомиссии, комиссар по делам торговли Валдис Домбровскис выражает точку зрения наиболее антироссийски настроенных брюссельских чиновников, требуя бескомпромиссного "наказания" Москвы. Но, похоже, европейцам уже больше хочется скорейшего разрешения ситуации на Украине и возобновления поставок зерна и масла, чем дальнейшего обострения ситуации.
"Ничто не должно быть убрано со стола", – говорит Домбровскис журналистам, используя выражение из брюссельского сленга "не убирать со стола", которым описывается готовность расширить масштабы принимаемых мер. Но в контексте дефицита импортных продуктов словосочетание "убрать со стола" звучит двусмысленно.
Санкции Евросоюза уже убрали с обеденных столов европейцев немалое количество российских продуктов. А введенный Украиной запрет на экспорт целого ряда сельскохозяйственных товаров сделал положение ЕС критическим.
Европейцы вдруг осознали, благодаря кому их хлеб и масло так дешевы
Решение украинского правительства ввести экспортное лицензирование, судя по реакции Евросоюза, оказалось для него неожиданностью, хотя в общем-то было предсказуемо.
Трудно сказать, что определило действия Киева – стремление обезопасить свою страну от проблем с обеспечением продуктами или желание наказать "европейских партнеров" за "предательство", то есть за недостаточную, по мнению украинских политиков, помощь в противостоянии России.
Но как бы там ни было – поставки основных продуктов питания, включая пшеницу, кукурузу, мясо птицы и подсолнечное масло в страны альянса практически прекратились.
Положение на рынках продуктов питания Евросоюза и без того было непростым из-за высокой стоимости энергоносителей. Цены росли, в частности, в результате остановки тепличных хозяйств, где выращивание овощей и фруктов стало убыточным из-за слишком высокой стоимости используемого для отопления природного газа.
В постановлении украинского правительства уточняется, что решение о введении нулевых квот на экспорт распространяется на кукурузу, овес, гречку, пшено, сахар и соль. Действия Киева означают, что европейцы лишаются почти 20% импортной пшеницы и более чем 10% импорта масличных культур (200 тыс. тонн подсолнечного масла в месяц).
Значение России и Украины для мировых рынков продуктов питания трудно переоценить – вместе они производят более трети потребляемой в мире пшеницы и ячменя, почти 20% кукурузы и более половины подсолнечного масла и семян.
Неудивительно, что спецоперация на Украине вызвала шок двух основных мировых зерновых рынков, цены на пшеницу взлетели до самого высокого уровня за последнее десятилетие. В ряде не самых богатых стран Евросоюза заговорили о том, что хлеб и другие основные продукты на основе зерна могут скоро совершенно исчезнуть "со столов" рядовых граждан.
Программы восстановления истощенных земель придется отложить
Ассоциация фермеров Евросоюза COPA-COGECA отмечает, что Европа должна срочно оснастить свое сельское хозяйство "пищевым щитом", поскольку "большинство поставок будет прямо или косвенно затронуто".
Ассоциация призывает Еврокомиссию к "всеобъемлющим, надежным, нестандартным мерам", чтобы соответствовать масштабу проблемы, с которой сталкивается сектор. Заменить украинские и российские зерно и масло Евросоюза в ближайшей перспективе просто нечем. Европейские фермеры требуют пересмотра продовольственной политики Еврокомиссии.
Выступая после специальной встречи с министрами сельского хозяйства стран Евросоюза комиссар по делам сельского хозяйства Януш Войцеховский признал, что альянсу "необходимо внимательно следить за целями этой политики в контексте продовольственной безопасности".
"Мы не хотим отбрасывать эти стратегии, мы не хотим ставить их под сомнение, – пояснил комиссар. – Но есть и другие элементы, которые необходимо рассмотреть еще раз, учитывая текущую ситуацию".
Из этих расплывчатых замечаний, вероятно, следует, что Брюссель вынужден согласиться с фермерскими ассоциациями и готов отступиться от уже утвержденных стратегии "От фермы к столу" и стратегии биоразнообразия. Которые подразумевают, в частности, восстановление истощенных угодий за счет увеличение площади земель под паром и расширение списка выращиваемых культур.
Евросоюзу придется засеивать пшеницей и другими зерновыми максимально большое количество полей, невзирая на состояние почвы, чтобы хотя бы частично компенсировать потерю российского и украинского импорта.
Проблему планирует обсудить на встрече министров сельского хозяйства стран Евросоюза в конце марта, но предполагается, что решение о максимально возможном использовании сельскохозяйственных земель будет принято, поскольку резкое удорожание хлеба и масла однозначно очень не понравится европейцам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.