Несмотря на все заверения Министерства регионального развития о том, что подготовленный им проект реформы поспособствует улучшению экономической ситуации в стране, статистика говорит об обратном, пишет публицист и социолог Андрей Солопенко для Sputnik Латвия.
Вопрос об административно-территориальном делении встал перед правительством Латвии еще в 1992 году, сразу после обретения независимости государства. Тогда, согласно законодательству, в Латвии было семь республиканских городов, 50 районных городов и 424 волости, во многих из которых проживало менее тысячи человек. Кроме этого, в Латвии существовали самоуправления второго уровня – районы.
Перестройка административно-территориального устройства потребовала длительное время. Новый закон об упорядочивании системы Сейм Латвии принял только в 2008 году. С 1 июля 2009 года вместо прежних 553 самоуправлений были созданы 9 республиканских городов и 109 краев. Объединение волостей Роя и Мерсрагс в Ройский край в 2010 году распалось, и в Латвии появился новый Мерсрагский край. Таким образом, сейчас в Латвии существует 119 самоуправлений.
Неэффективность проведенной реформы проявилась через десять лет, что вынудило правительство вновь обратиться к проблеме административно-территориального деления. Муниципалитеты оказались неспособными справиться с нагрузкой, которую наложило правительство. Было принято решение продолжить объединение краев. Реформа подразумевает создание 35 краев и сохранение пяти республиканских городов – Риги, Юрмалы, Резекне, Лиепаи и Даугавпилса. Это планируется сделать для равномерного экономического развития.
Почему план рискует провалиться?
Неравномерное экономическое развитие регионов в Латвии – проблема не новая. Уже с 1995 года в стране работает система, по которой через общий фонд происходит перераспределение денежных средств от одного самоуправления в другой для финансового выравнивания.
Самоуправления в зависимости от экономического развития делятся на "доноров" и "реципиентов". Деление произошло после реформы 2009 года. До всех этих изменений в Латвии был ряд самоуправлений, которые существовали за счет собственных средств: без обязательных взносов в фонд и без соответствующих инвестиций из него. Всего в Латвии насчитывалось 65 таких муниципалитетов, которым удавалось поддерживать относительную стабильность без внешних инвестиций.
Таким образом, в Латвии к 57 самоуправлениям-донорам добавлялись 65 "независимых" муниципалитетов. Это примерно четвертая часть общего числа существовавших самоуправлений. Остальные получали средства из Фонда выравнивания. Это сравнительно небольшое число "независимых" муниципалитетов значительно сократилось после реформы, и в целом это негативно повлияло на экономическое развитие страны.
Например, если до объединения волости Вентспилсского района чаще или вносили средства в Фонд выравнивания, или ничего не давали, но и не получали из него, то в созданный на их месте Вентспилсский край уже пришлось перечислять деньги. То же самое произошло и с Броценским и Ницским краями в Курземе, Прейльским краем в Латгалии, Вецумниексим в Земгале. А такие города, как Цесис, Валка, Мадона и Огре после объединения превратились из доноров в реципиентов.
Это объяснимо – более-менее экономически стабильные края они не справляются с нагрузкой при объединении с бедными районами.
В то же время возрастает финансовое бремя "доноров". Фонд выравнивания требует средства, которые будут направлены на помощь менее развитым регионам. Донорами после реформы 2009 года остались лишь три города – Вентспилс, Елгава и Валмиера. Лиепая стала единственной, кто не платил и не получал средства из Фонда выравнивания. Всем остальным муниципалитетам приходилось выделять деньги.
Что происходит сейчас?
По данным на 2019 год, самоуправлений-доноров в Латвии осталось 12. Остальные получают постоянные отчисления из Фонда выравнивания. Однако и у самоуправлений-доноров экономическое положение не везде одинаковое. Больше всего на поддержку краев выделяет Рига, перечислившая в прошлом году почти 87 миллионов евро. Все остальные "доноры" выделяют суммы, в разы меньше той, что дает столичный регион. Например: Юрмала перечислила 11,5 млн, Марупский край – 5,5 млн, Гаркалнский край – 3,5 млн.
Самостоятельно поддерживать себя есть возможность только у регионов, расположенных недалеко от столицы. Единственным исключением является Вентспилс. Однако велика вероятность того, что после реформы Вентспилс статус потеряет донора и будет зависеть от дотаций из Фонда выравнивания.
Ожидается, что в результате реформы количество дотационных краев возрастет, как это произошло после прошлой реформы. Это увеличит нагрузку на оставшихся малочисленных доноров и приведет еще к большему неравенству.
Как отметил юрист Эдгар Луцис, эксперты комитета по мониторингу местных и региональных самоуправлений Евросовета уже в середине февраля констатировали нарушения при разработке и проведении административно-территориальной реформы. Они призвали правительство и Сейм отложить реформу до обеспечения честных, эффективных консультаций с самоуправлениями и жителями.
Большинство представителей самоуправлений выступают против административно-территориальной реформы. Представителей самоуправлений не устраивает плохое состояние дорожной инфраструктуры. Более того, неясно, как при новом административно-территориальном делении будет распределено представительство интересов.