Согласно 102-й статье Конституции ЛР, "у каждого есть право объединиться в товарищества, политические партии и другие общественные организации". Однако на практике появиться на латвийском политическом поле новым игрокам непросто.
Возьмем финансовый аспект. Уже тут партии-старожилы находятся по отношению к партиям-новичкам в привилегированном положении. Пока партия-новичок вынуждена обивать пороги и изыскивать спонсоров, средства на рекламу и агитацию, партии-старожилы, уже вошедшие во власть, могут не суетиться и получать на то же самое деньги из госбюджета. Щедрый золотой ручеек гарантирован им согласно принятым поправкам к закону о финансировании политических организаций.
Если партия завоевала хотя бы 2% голосов избирателей, то ей полагается 4,5 евро за каждый голос, полученный на выборах в Сейм, 0,5 евро за каждый голос, полученный на муниципальных выборах, и 0,5 евро за каждый голос на выборах в Европарламент. Общий объем госфинансирования, предоставляемый одной партии, ограничен внушительной суммой 800 тысяч евро в год.
Если учесть, что ранее партиям перепадало из госбюджета всего 0,71 евро в год за каждый голос избирателя, несложно подчитать, что партийное финансирование выросло более чем в шесть раз. Но и это еще не все. Политическая партия, получившая на парламентских выборах более 5% голосов, может дополнительно рассчитывать на сумму в 100 тысяч евро из госбюджета.
Свое решение кормиться из бюджета полной ложкой правящая коалиция мотивировала исключительно благими намерениями. В теории это должно уменьшить риск коррупции и зависимости политических объединений от частных спонсоров. Однако пикантность ситуации заключается в том, что спонсоры никуда не делись.
По уже упомянутому закону физическое лицо в течение календарного года имеет полное право пожертвовать любимой партии сумму до 20 минимальных зарплат, а член партии – до 50 минимальных зарплат. А поскольку с 1 января 2021 года минималка в Латвии выросла с 430 до 500 евро, с ее ростом соответственно выросли и размеры партийного финансирования.
Так что на деле "борьба с коррупцией" обернулась тем, что если раньше партии власти подгребали к себе деньги детской лопаткой, то теперь будут делать это экскаватором, щедро черпая не только из карманов "частных инвесторов", но еще и из госкормушки.
И чувствовать себя старожилы будут на порядок увереннее. Их гарантированный законом жирный финансово-административный ресурс дает возможность развернуть гораздо более масштабную и эффективную кампанию по привлечению электората, чем та, которую могут позволить себе партии-новички.
Нотариус вам в помощь
Чтобы не допустить к участию в выборах новых политических игроков, все средства хороши. Поэтому ныне, в условиях пандемии, в качестве надежной преграды для новичков используется режим ЧС.
Закон предлагает для создания партии очень простые условия: 200 человек собираются, подписывают документ об учреждении и передают его в Регистр предприятий. Но не тут-то было. Едва депутаты Сейма Алдис Гобземс и Вячеслав Домбровский заявили о своем намерении учредить две новых партии, как им было объявлено, что сделать это невозможно. Из соображений эпидемиологической безопасности такие многолюдные сборища в стране запрещены.
Гобземс подал жалобу и добился того, что власти смилостивились и разрешили проводить учредительное собрание партии удаленно. Но дело с мертвой точки не сдвинулось, поскольку одновременно было выдвинуто одно маленькое, но обязательное условие – после собрания все его участники должны явиться к нотариусу и заверить свою подпись лично.
Примечательно, что в этом случае эпидемиологическая безопасность была проигнорирована. Авторов этого странного требования из правящей коалиции не смутило, что людям придется выходить из дома, садиться в общественный транспорт и куда-то ехать, подвергая риску себя и других.
Гобземс предложил выход: использовать электронную подпись. Однако правительство и депутаты коалиции наотрез отвергли его предложение. Ведь учреждение партии – вопрос государственной безопасности, так что тут лучше перебдеть, чем недобдеть. Плевать на эпидемию. Только к нотариусу! Только лично!
А вот еще момент. Если в обычной обстановке поставить подпись для учредителя партии не стоит ничего, то за заверение каждой подписи в режиме ЧС каждому партийцу придется отстегнуть нотариусу 25 евро. На круг – 5000. Учли ли власти, что у кого-то этой суммы может не найтись? Учли ли то, что тем самым они автоматически вычеркивают из списка партии тех людей, которые находятся за границей?
Не сомневайтесь – учли. Потому что это политически выгодно. Вставлять палки в колеса новым политическим объединениям нынешняя правящая коалиция считает своим долгом и первейшей обязанностью.
Что же до электронной подписи, то тут вообще двойные стандарты. Ненадежна она лишь тогда, когда дело касается учреждения новых партий. А в других случаях – вполне годится. Ведь сами депутаты с ее помощью не только подают предложения к законодательству и принимают законы, но и утверждают в должности судей Конституционного суда.
Лишить языка
В святом деле борьбы с партийными конкурентами и инакомыслящими власть предержащие не могли обойти стороной и язык. Речь идет об уже одобренных в первом чтении поправках к закону о политической агитации.
По задумке его авторов (Национального объединения) вся предвыборная агитация (реклама в общественных и коммерческих СМИ, в интернете и в общественном транспорте) на русском должна быть запрещена. Невзирая на то, что в стране насчитывается не меньше 40% русскоязычного населения.
Пользоваться при агитации можно только государственным языком. И речь не только о парламентских выборах, но и выборах в самоуправление, Европарламент, а также об общенародных референдумах. За нарушение – административные наказания и штрафы.
Тем самым партии власти убьют даже не двух, а трех зайцев сразу. Во-первых, оставят без медийной поддержки уже имеющиеся партии, ориентированные на русского избирателя. Во-вторых, не дадут появиться новым партиям, ориентированным на русскоязычный электорат. А в-третьих, лишат русские СМИ существенного источника доходов перед выборами.
Все эти препоны серьезно осложнят появление в Латвии новых политических сил. Таким образом, правящая коалиция сможет и дальше проводить свою линию, не обращая внимания на ее провальность и свою несостоятельность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.