24 августа 1991 года после августовского путча Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. Тогда страна располагала богатым фундаментом советской промышленности и инфраструктуры, а также населением, численность которого была выше 50 млн человек.
За 29 лет своей "свободы" Украина пришла к отрицательному балансу, рассказал руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества, специалист по Украине Василий Колташов.
"Никакие инвестиции к Украине не пришли, кроме инвестиций ради ликвидации. Плюс ко всему, местная бюрократия превратилась во многом в финансовую олигархию, которая занималась тем, что извлекала капитал. То есть экономической программой украинской независимости было извлечение капитала.
Не инвестирование, а вытягивание в денежной форме тех богатств, которые существовали в такой материальной форме. И вывод этих средств в офшоры. Отсюда и соглашение об отсутствии двойного налогообложения с Кипром, которое было на Украине и которое позволяло украинскому бизнесу перекачивать извлеченный капитал в кипрские офшоры", – отметил он в разговоре с Baltnews.
В результате украинская промышленность и транспортная система оказались в распоряжении экономических авантюристов, которые их выкачали, добавил Колташов.
"Не секрет, что железные дороги на Украине являются до предела изношенными. Это результат того, что главной идеей была политика извлечения из имеющихся активов денег и вывод этих денег из страны", – подчеркнул эксперт.
По его словам, сейчас Украина пожинает плоды этой политики – это разрушающаяся городская инфраструктура, острейший кризис железных дорог, кризис всей системы украинской экономики, при том, что олигархический тип хозяйствования там существовать не перестал.
Есть ли выход из кризиса?
Колташов считает, что украинское общество давно бы уже било тревогу в виде голодных бунтов и стихийных восстаний, если бы не существовали такие "клапаны выпуска пара" социального недовольства в экономике постоянного саморазрушения, как возможность поехать на заработки в западную Европу или в Россию.
"Украина – это место, где источником богатства является постоянное разрушение советского наследия в форме извлечения из него капитала. Эта система поддерживается людьми, которые свое материальное существование обеспечивают за счет более здоровых экономик – то есть работают в Евросоюзе, работают в России, в деньги переводят на Украину", – объяснил эксперт.
Более того, наблюдается странная ситуация, когда дети заробитчан стали приверженцами крайнего национализма, то есть фактически стали поддерживать эту систему. Эксперт заметил, что пока их родители работают сиделками где-нибудь в Италии, они, имея несколько сотен евро "на кармане", ходят на митинги, потому что никаких перспектив для них внутри страны нет:
"У них полно иллюзий, особенно создаваемых теми их знакомыми и родственниками, которые работают за границей, особенно в еврозоне, и рассказывают сказки про то, как они там прекрасно устроились. Хотя живут они в съемных комнатах, кое-как перебиваются, и вообще им приходится очень тяжело".
По мнению Колташова, как результат, возник такой конфликт, когда внешние источники поддержания этой системы тем, что работали в других странах, финансировали тех, кто де-факто обеспечивал консервацию этой системы, то есть целого поколения националистических политических активистов. В руках расхитителей социалистического капитала они превратились в инструмент поддержания этой системы расхищения.
"Поэтому выхода здесь никакого нет. Выход будет найден тогда, когда внутреннее социальное напряжение начнет расти на Украине, то есть когда нельзя будет подпитывать извне. Например, когда часть граждан навсегда осядет в Польше или в России и перевезет туда свои семьи. Или потому что будет потеряна работа в странах Евросоюза, так как местные начнут занимать те рабочие места, которые они считали для себя недостойными до обострения мирового кризиса, а теперь они будут на них претендовать. В Италии примерно это уже и происходит", – пояснил политолога.
Таким образом, социальное давление государства начнет расти, а с ростом социального давления начнется пересмотр многих представлений: что такое Украина, зачем она нужна, каковы экономические итоги существования независимой Украины, и почему они оказались столь плачевны.