"Бермудский треугольник": как на Украине бизнесмены из США обокрали партнеров из Латвии

Портфели
© Sputnik / Алексей Даничев

Американский инвестиционный фонд NCH Capital обокрал своих латвийских партнеров LU Invest на Украине.

В 2018 году в переписке по электронной почте с бывшим гендиректором SIA LU Invest Валдисом Муйжниексом финансовый директор Agroprosperis Group – фирмы, вовлеченной в цепь офшорных компаний американского инвестиционного фонда NCH Capital – Ольга Макара указывала на финансовые схемы, в результате которых украинское совместное предприятие NCH Capital и LU Invest терпит убытки в результате закупки сырья и техники по завышенным ценам и продажи зерна по заниженным ценам.

По ее словам, прибыль, в обход латвийского предприятия, перетекает к офшорным компаниям на Украине, которые контролируются NCH Capital. Об этом пишет Baltic course.

По словам Макары, обращать внимание нужно не на показатели прибыли отдельного совместного предприятия, а на их общую прибыль, которая генерируется в офшорных центрах прибыли на Кипре. Макара забыла упомянуть в переписке о том, что предприниматели из Латвии с этими центрами прибыли на Кипре связи не имеют, а поступающие туда суммы остаются в распоряжении исключительно NCH Capital, отмечает Baltic course.

SIA LU Invest принадлежит представителю семьи Пашкаускас – владельцев известной в Латвии группы сельскохозяйственных предприятий Agrolats Holding.

По данным украинских правоохранительных органов, где оценивается произошедшее событие, сельскохозяйственная компания в этой стране была основана в 2006 году офшорной компанией Holding Limited – NCH Capital Trittico и латвийским акционерным обществом Dobeles dzirnavnieks. Но не прошло и года, как на место Dobeles dzirnavnieks пришло другое латвийское предприятие – SIA LU Invest, принадлежащее Витаутасу Пашкаускасу.

Через месяц Валдис Муйжниекс, ставший генеральным директором Golden Sunrise (Agro), получил 4% долей капитала предприятия. Но даже с учетом этих 4% латвийская сторона совместного предприятия находилась в меньшинстве. При этом права и обязанности собственников были строго регламентированы.

Кипрской офшорной компании Unagro Finance Limited принадлежало 50,01% долей капитала компании, а LU Invest и Муйжниексу вместе – только 49,99%.

Уже в 2010 году действия NCH Capital по "оптимизации" расходов начали вызывать подозрения у партнеров из Латвии. Эти действия главным образом затронули закупку сырья и продажу произведенного сырья. Со временем эти процессы все чаще управлялись представителями NCH Capital, обходя официального гендиректора Golden Sunrise (Agro). Сырье закупалось по необоснованно высоким ценам, а зерно продавалось подозрительно дешево.

Переписка Макары и Муйжниекса подтвердила также, что офшорные компании отдавали предпочтение получению прибыли через NCH Capital.

Ситуация начала проясняться в 2017–2018 годах, когда стала известна возможная цель представителей NCH Capital получения дополнительной прибыли в офшорах. Выяснилось, что они хотели воспользоваться договором между участниками и оговоренным в нем правом приоритетной покупки, чтобы вытеснить латвийских партнеров из Golden Sunrise (Agro) и получить их доли капитала по более низкой цене.

Это подтвердилось в конце 2018, когда в ответ на возражения LU Invest и Муйжниексого по поводу того, что за все время деятельности совместного предприятия они не получали дивиденды, NCH Capital предложило выкупить доли капитала латвийских партнеров за 5 млн долларов, а после – за 8,5 млн долларов.

Между тем средняя годовая прибыль Golden Sunrise (Agro) составляла около 9 млн долларов, а реальная стоимость компании – даже свыше 70 млн долларов.

Когда LU Invest и Муйжниекс предложение отвергли, NCH Capital фактически осуществило рейдерский захват предприятия. В марте прошлого года представителям NCH Capital удалось добиться, чтобы в Регистре предприятий Украины был зарегистрирован новый гендиректор Golden Sunrise (Agro), а Муйжниекса отстранили от этой должности. Решение было принято в отсутствии латвийских партнеров – 50,01% долей капитала.

Согласно информации украинских правоохранительных органов, этому захвату поспособствовало специально выбранное место регистрации. Таким образом, латвийские предприниматели потеряли реальный и формальный контроль над сельхозкомпанией стоимостью свыше 70 млн долларов.

Ссылки по теме