Каминг-аут одного из крупнейших спонсоров Новой консервативной партии (НКП): американец латышского происхождения Петерис Рагаушс признался, что на "пожертвования" для НКП его вдохновила встреча с некими "друзьями" министра юстиции Яниса Борданса (НКП) в Вашингтоне.
"Мы начали разговаривать, когда они ехали в Вашингтон, где встречались с другими консервативными группами и аналитическими центрами. Я был на некоторых встречах. Я делал пожертвования консервативным кандидатам в США. Но пожертвования в Соединенных Штатах малоэффективны, поскольку кампании требуют миллиарды евро. Поэтому я решил сделать то же самое в Латвии, где пожертвование действительно может оказать большее влияние", – объяснил Рагаушс.
По его словам, на него "произвела впечатление" команда "новых консерваторов" и ее принципы – в частности, в борьбе с коррупцией.
"Я считаю, что коррупция является реальной проблемой. Это вредит экономике, это вредит людям. Это – очень плохо. И если кто-то может с этим бороться, это очень хорошо", – говорит Рагаушс.
Под знаменем борьбы с коррупцией
Удивительно, что в качестве мотивации своему спонсорству бизнесмен выбрал именно борьбу с коррупцией. И вот почему.
В США Рагаушс – успешный предприниматель в сфере энергетической и нефтяной промышленности.
За свою карьеру он "прошелся" по многим энергогигантам. В послужном списке можно найти Amoco Corporation (вице-президент, конец 1990-х), British Petroleum (различные должности в период с 1998-го по 2006 год) и Baker Hughes (финансовый директор с 2006-го по 2014-й год). После он вошел в Совет директоров другой энергетической компании – Apache Corporation, в 2016-м году – в Совет директоров Williams.
По данным Industry Research, Apache Corporation – один из ведущих игроков мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ). И это – несмотря на сообщения о том, что компания "отказывается от СПГ": в 2014-м году Apache начала активно избавляться от проектов по производству сжиженного природного газа.
В том же году, кстати, Рагаушс ушел из Baker Hughes, которая, напротив, объявила о том, что собирается фокусироваться на СПГ.
Сейчас Рагаушс – также член совета директоров Williams. Эта американская компания тоже активно занимается разработкой СПГ-проектов.
Как известно, американцы давно крайне заинтересованы в том, чтобы их СПГ начали закупать в Европе. В ЕС демонстрируют лишь формальную заинтересованность осуществлять такие закупки – проводятся обсуждения, консультации, делаются какие-то заявления, но не более того. В реальности европейцы настроены крайне скептически.
Согласно данным Еврокомиссии, к 2023 году поставки американского СПГ в Европу увеличатся в 2,4 раза, до 8 миллиардов кубометров, а это – лишь около 1,6% от потребления газа в ЕС против нынешних 37% у "Газпрома". "Пробел" в 30-40 миллиардов кубометров в год на рынке ЕС, который возникнет из-за снижения собственной добычи, будет, по мнению самих европейцев, в существенной степени занят российским газом. Развитие терминалов СПГ в Европе не противоречит этой концепции: через них в ЕС уже активно поступает газ другого российского производителя – "Новатэка".
Рагаушс еще в 2014-м году выступал на многих конференциях, посвященных европейской энергетике, пытаясь оспорить эту реальность. Он утверждал, что американский СПГ может представить собой отличную альтернативу тому же "Газпрому".
Рагаушс помогал организовать встречи с бизнесменами нефтегазовой отрасли в Техасе, когда в США приезжал президент Латвии Андрис Берзиньш. Рагаушс участвовал в мероприятиях во время визита в США министра экономики Даны Рейзниеце-Озолы три года назад, в том числе на крупнейшие нефтегазовые предприятия Техаса. Тогда в кулуарах министр слышала от лоббистов США идею, что в Латвии кто-то может построить терминал сжиженного газа.
Видимо, бизнесмен решил перейти от слов к делу. В 2016-м году, когда к власти в США пришел, судя по всему, пользующийся поддержкой предпринимателя Дональд Трамп, в Латвии возникли проект терминала СПГ в Скулте и акционерное общество Skulte LNG Terminal, председателем которого стал Рагаушс.
Когда перспектива строительства СПГ-терминала начала становиться все более реальной, жители Саулкрастского края выразили острое недовольство возможными экологическими издержками. Компания нашла способ обойти протест местных.
"Противников" вновь усмотрели в России
В прошлом году стало известно, что Skulte LNG Terminal хочет присвоить проекту статус затрагивающего национальные интересы объекта – это позволит ему обойти массу согласований с жителями. Частные земли для реализации проекта можно будет получить с формулировкой "в интересах государства". Здесь как раз актуализируется вопрос "дружбы" Рагаушса с министром Бордансом.
Последний, кстати, разглядел противников проекта не среди жителей района, а в России.
"Противником этого проекта является "Газпром". Мы допускаем, что могут быть и политические оппоненты из России, которые заботятся о том, чтобы газ шел по трубе, а не доставлялся через терминал", – сказал Борданс в эфире передачи "Точка пересечения" на Латвийском радио.
Ни "Газпром", ни официальные представители России не делали в публичном пространстве заявлений относительно строительства СПГ-терминала в Скулте.
Терминал планируют построить в Рижском заливе, на расстоянии 2,5 километров от береговой линии – это будет стоить 60 миллионов евро. Еще 20 миллионов евро потратят на строительство сорокакилометрового газопровода от терминала до подземного газохранилища в Инчукалнсе. 10 миллионов евро – резерв, "подушка безопасности" для успешной реализации проекта.
78 миллионов евро, или 85% всех инвестиций, для Skulte LNG Terminal готов предоставить один из банков США при условии, что поставщиком оборудования проекта обязательно будет государство-член Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Россия туда не входит). Какой это банк – не уточняется. Будет совершенно неудивительно, если в итоге выяснится, что он как-то связан с Рагаушсом или "друзьями".
Бизнесмен настаивает, что СПГ-терминал в Скулте может стать самым дешевым терминалом сжиженного газа в мире. Так или иначе, реализовать этот газ на внутреннем латвийском рынке предпринимателю, вероятно, помогут его связи с НКП.
Возникает вопрос, реализации каких еще идей могли или могут "поспособствовать" "общие друзья" Борданса и Рагаушса в Вашингтоне? Совсем недавно именно визит министра юстиции в Соединенные Штаты убедил Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США объявить санкции против мэра Вентспилса Айвара Лембергса на основании так называемого закона Магнитского. Первоначально ограничения коснулись управления порта.
Что произошло дальше – известно: поразительно стремительное развитие событий – кабинет министров Латвии в срочном порядке поддержал передачу портов в Риге и Вентспилсе под управление государства, и американцы практически тут же сняли санкции. Кажется, где-то рядом – интересы Рагаушса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.