Сам себе доктор: недоступность медпомощи вынуждает латвийцев лечиться по Интернету

Таблетки

Петр Сологуб

Без малого треть латвийцев лечатся по интернету. Не потому что люди не доверяют докторам. Просто попасть к специалисту за государственные квоты сегодня сложнее, чем излечить трофическую язву подорожником.

Есть цифры, которые подобны лакмусовой бумажке. Они мгновенно выявляют язвы общества. Одна такая цифра недавно прозвучала: 28% жителей Латвии в течение последнего года, заболев, занимались самолечением. Таким образом, почти каждый третий латвиец, порывшись в интернете, сам ставил себе диагноз и сам определял метод лечения. Это красноречиво говорит об уровне доступности медицины в Латвии, где пациентам приходится уповать не на врачей, а на самих себя.

Данным опроса можно верить: его провели две крупные аптечные сети (Mana Aptieka и Apotheka) в сотрудничестве с центром изучения рынка и общественного мнения SKDS. Ежегодно участие в нем принимают более 1000 человек в возрасте от 18 до 75 лет.

Думается, фармацевты сами пришли в шок от полученного результата. Но факт остается фактом – без малого треть латвийцев лечатся по интернету. Не потому что люди не доверяют докторам (свое доверие к ним выразили 83% опрошенных) и не потому что впали в махровую "малаховщину", уверовав в оздоровительную силу уринотерапии. Просто попасть к специалисту за государственные квоты сегодня сложнее, чем излечить трофическую язву подорожником.

Эти квоты в начале года (и на весь год) выкидывают пациентам, как в советское время – дефицитную колбасу, и их расхватывают в рекордные сроки. Поэтому пациентам приходится ждать очереди к специалистам и на операции от шести до восьми месяцев, а то и дольше.

Если у человека болячка серьезная, он обречен. Единственное спасение – обратиться за платной услугой, которая может стоить сотни евро и больше. Ну, а тем, у кого денег нет, остаются только церковь и интернет. По сути, это надежда на чудо.

Как же мы дошли до жизни такой? Да очень просто. Латвийская медицина десятилетиями недоедала – и, наконец, достигла последней стадии дистрофии. Она напоминает старуху, которая уже померла, но в гроб никак не ляжет. На протяжении всех тридцати лет независимости наша медицина дотировалась по остаточному принципу. Здоровье нации для латвийских властей – дело …надцатого порядка. Куда важней оборона. Тут мы впереди всей Европы: 2,01% от ВВП. При таком подходе оборонять скоро будет некого. Но зато заокеанские кураторы погладят власти ЛР по голове.

А вот что в Латвии с медициной, кураторам – до фени. Соответственно, и наши власти не имеют к этой теме интереса. Который год они "кидают" врачей без зазрения совести. Дают обещания повысить им зарплаты и не повышают, даже когда делать это велит закон.

Неудивительно, что молодежь, глядя на такое отношение, в медики не рвется. Почти треть врачей достигли пенсионного возраста, почти каждому десятому – более 70 лет. Где же молодая смена? Уехала в те страны, где в медицину вкладываются больше, чем в оборону, оставив родную Латвию с недобором врачей и медсестер. Так, дефицит медперсонала в иных столичных больницах уже достиг пятидесяти процентов. Это стало большим откровением для министра сообщения Талиса Линкайтса ("Новая консервативная партия"), который в попытке попасть к травматологу провел в приемной больницы им. П. Страдыня шесть часов. Сей бесценный опыт хождения в народ пронял министра до самых печенок и заставил созвать видеоконференцию с членами подкомиссии сейма по общественному здоровью. Как обычно, с нулевым результатом. Дискуссии о качестве здравоохранения Латвии и срочной необходимости что-то менять – вылитое ток-шоу: шумно и ни о чем.

Именно таким шоу выглядят и очередные клятвы Министерства здравоохранения и правительства повысить медикам заработную плату до замечательной цифры: 3833 евро. Но не сейчас, а к 2027 году.

Семилетний план повышения оплаты врачебного труда расписан детально – вот только врачи в него не верят. Врачи отлично понимают: за семь лет сменится не один парламент, и новым депутатам будет по барабану, что обещали их предшественники.

Что касается Минздрава, то его вообще занимают более важные вопросы. Например, одеколон. Минздрав очень озабочен тем, что в Латвии нельзя запретить продажу дешевого одеколона или повысить на него цены, поэтому лихорадочно ищет способы ограничить использование спиртосодержащей косметики и средств гигиены. Дело в том, что отдельные латвийцы используют его в качестве суррогатов алкоголя, а пьянству в стране объявлен решительный бой. Притом что пьем мы куда меньше соседей: 11,1 литра алкоголя в год на душу населения (в Литве – 13,8 литра, в Эстонии – 15,8 литра). От злоупотреблений зеленым змием у нас ежегодно умирают около 450 человек.

Эта страшная цифра поразила воображение министра здравоохранения, начисто затмив другие цифры – что 6000 человек в Латвии ежегодно умирает от рака, что мы лидируем по числу заражений ВИЧ в странах ЕС и занимаем третье место в Евросоюзе по уровню смертности от туберкулеза. А если говорить о смертности в целом, то, согласно "Международной книге фактов" (ежегодном отчете ЦРУ), Латвия уверенно входит в двадцатку стран с наибольшей смертностью населения, опережая Нигерию, Замбию, Мозамбик и Буркина-Фасо.

Но свежий план Минздрава и Кабмина по спасению нации посвящен вовсе не этим вопиющим данным.

Они озабочены делами похмельными и энергично взялись за ограничение рекламы алкоголя, отмену акций и скидок, запрет на продажу "мерзавчиков" в пластиковой таре до 200 граммов, крепостью превышающих 22 градуса, сокращение времени продажи алкогольных напитков.

На этом фоне вопрос, почему жители Латвии массово занялись самолечением, становится риторическим. Да потому что пациенты оставлены один на один со своими болячками. У многих просто нет другого выхода. После закрытия и слияния неприбыльных клиник (постыдный процесс закамуфлировали под красивое слово "оптимизация") число мест, где больному могут оказать помощь, стало меньше. Квот катастрофически не хватает. Прибавьте сюда острую нехватку медперсонала и двойную-тройную нагрузку на каждого врача и медсестру.

Неудивительно, что люди пытаются оказать себе помощь сами и лезут в Интернет в надежде определить свой диагноз самостоятельно. Вчитываются в непонятные слова на медицинских и псевдомедицинских сайтах, ищут поддержку у собратьев по недугу через соцсети, делятся советами "нетрадиционных целителей". Хватаются за любое народное средство – лишь бы сердце билось и глаза моргали.

А что им еще остается делать? Согласно все тому же опросу аптечных сетей, 83% жителей Латвии вынуждены платить за коммерческие медуслуги, 16% вынуждены были одолжить денег или взять кредит, чтобы заплатить на медуслугу, а 37% вообще отказываются от медуслуги, не попав к оплачиваемому государством врачу из-за очереди.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме